Содержание материала

Назначение и виды соединений путей

Соединения путей устраиваются для перехода поездов, локомотивов или отдельных вагонов с одного пути на другой.
Этот переход осуществляется обычно при помощи стрелочных переводов. Кроме стрелочных переводов, иногда на территории веерных депо и отдельных цехов применяются поворотные круги и поперечные тележки для перестановки только отдельных вагонов или локомотивов.
На железнодорожном транспорте торфопредприятий применяются:
а) на постоянных путях: стрелочные переводы обыкновенные, совмещенные и отжимные и б) на временных путях: обыкновенные, упрощенные и накладные.
Обыкновенный стрелочный перевод имеет наибольшее распространение как на постоянных, так и на временных путях.

Обыкновенный стрелочный перевод

Обыкновенный стрелочный перевод состоит из стрелки, крестовины с контррельсами, переводной кривой и переводного механизма (рис. 5-4).

Рис. 5-4. Схема обыкновенного стрелочного перевода.
1 — рамные рельсы; 2 — остряки; 3 — центр перевода;
4 — переводная кривая; 5 — контррельс; 6 — крестовина.

При помощи стрелки устанавливается направление движения подвижного состава на соответствующий путь.
Стрелка состоит из двух остряков или перьев и рамных рельсов. Остряки делаются специального профиля или остругиваются из обыкновенных рельсов. Между собой остряки шарнирно связываются тягами.
В конце остряки соединяются с рельсами обыкновенными накладками с болтами.
Рамные рельсы являются продолжением наружных рельсовых ниток.
Установка остряков для направления подвижного состава на требуемый путь осуществляется переводным механизмом, состоящим из переводной тяги, переводного рычага, противовеса, станины и сигнального фонаря при ручном переводе и электроприводом при автоматическом переводе.
Сигнальный фонарь указывает, на какое направление установлена стрелка.
Остряки стрелки располагаются на подкладках. Крестовина состоит из сердечника и двух усовиков и обеспечивает свободный проход колес с ребордами в месте пересечения внутренних рельсовых ниток. Для направления реборды колеса по соответствующему желобу крестовины у наружных рельсовых ниток укладываются контррельсы. Концы контррельсов немного отгибаются для свободного входа реборды колеса. Один контррельс обеспечивает направление реборды колеса по прямому пути, а другой на боковой путь благодаря желобу между контррельсом и рамным рельсом. Стрелочный перевод укладывается на деревянных брусьях, называемых переводными.
Угол, образуемый рабочими гранями сердечника с вершиной в точке их пересечения, называется углом крестовины и выражается или в градусах с точностью до секунды или определяется в виде дроби, называемой маркой крестовины. Точка пересечения называется математическим центром крестовины.

Марка крестовины принимается равной отношению перпендикуляра, опущенного из любой точки рабочей грани сердечника на другую грань, к расстоянию от основания перпендикуляра до точки пересечения рабочих граней сердечника (математический центр крестовины).
Стрелочные переводы укладываются с марками крестовины 1/7, 1/8 и 1/9.
Чем меньше угол и марка крестовины, тем длиннее стрелочный перевод и больше радиус переводной кривой, а следовательно, и переход поезда с одного пути на другой происходит более плавно.
Стрелочные переводы на главных приемоотправочных и пассажирских путях должны: укладываться с маркой крестовины не круче 1/8, а на прочих путях не круче 1/7.

Отжимной стрелочный перевод

Рис. 5-6. Схемы совмещенных стрелочных переводов.
а — разветвление на широкую и узкую колен; б — разветвление на совмещенную и узкую; в — разветвление на совмещенную и совмещенную.

Отжимной стрелочный перевод (рис. 5-5) представляет собой обыкновенный стрелочный перевод, где к переводному механизму прикреплен поршень, расположенный в цилиндре, наполненном маслом. В нормальном положении остряки удерживаются противовесом. При движении поезда в пошерстном направлении остряки отодвигаются ребордами колес поезда, а после прохода поезда под действием противовеса остряки возвращаются постепенно в нормальное положение. Благодаря наличию в поршне отверстий масло переходит из одной полости цилиндра в другую и поршень медленно под давлением противовеса устанавливается в исходное положение.
Широкого распространения отжимные стрелочные переводы не получили ввиду ограниченной возможности их применения, несмотря на (положительный опыт работы их в Шатурском транспортном управлении.

Совмещенные стрелочные переводы

Совмещенные стрелочные переводы устраиваются в тех случаях, когда одновременно обслуживается объект торфопредприятий или потребителя торфа путями широкой и узкой колеи, так, например, топливоподачи, нефтесклады и склады торфа.
На рис. 5-6 показаны схемы совмещенных стрелочных переводов, имеющих место на торфопредприятиях.
Совмещенные стрелочные переводы представляют собой сочетание остряков и крестовин обычной или специальной конструкции. Переводы, как правило, устраиваются из рельсов широкой колеи.

Упрощенные и накладные стрелочные переводы

Упрощенные и накладные стрелочные переводы применяются для соединения постоянного пути с временным, а также временного с временным.
Упрощенный стрелочный перевод не имеет остряков и крестовины в том виде, как у обыкновенного стрелочного перевода. Установка стрелки на соответственный путь осуществляется перемещением рамных рельсов. Имеются упрощенные стрелочные переводы и другой конструкции. Упрощенные стрелочные переводы широкого распространения не имеют.
Накладные стрелочные переводы применяются без пропуска по ним локомотива. Накладная стрелка укладывается сверху постоянного или временного пути в любой точке без разборки последних. Накладные стрелочные переводы не обеспечивают надлежащей безопасности движения поездов, поэтому в последнее время в связи с укладкой торфа в караваны количество перекладываемых стрелочных переводов сокращается и все большее распространение получают для соединения временных путей обыкновенные стрелочные переводы.

Стрелочные узлы, съезды, улица и парки

Стрелочные переводы на станциях и разъездах группируются в горловинах, при этом взаимное расположение их производится по схемам, изображенным на рис. 5-7. В нормальных условиях прямая вставка принимается равной длине целого рельса. В стесненных условиях для схем а, б и в величина должна быть не менее 3 м, и в исключительных случаях укладка производится без прямой вставки.
При схеме рис. 5-7,г наименьшая длина вставки определяется по формуле

а при схеме рис. 5-7,д

где е — ширина междупутья, м,
а —угол крестовины.

Для соединения между собой параллельных путей устраиваются съезды — обыкновенный, перекрестным и сокращенный. Обыкновенный съезд (рис. 5-7,е) представляет собой два стрелочных перевода, соединенных прямой вставкой. 

Рис. 5-7. Схема взаимного расположения смежных стрелочных переводов.
а — встречные односторонние; б — встречные разносторонние; в — попутные разносторонние; г — попутные односторонние; д — разносторонние; е — прямой съезд.


Рис. 5-8. Схема стрелочной улицы под углом а.
Обыкновенный съезд имеет широкое распространение при малых междупутьях и применяется в приемо-отправочных и выставочных парках.
При широких междупутьях в целях сокращения длины прямого съезда устраиваются сокращенные съезды. В сокращенном съезде между стрелочными переводами устраиваются две обратные кривые с прямыми вставками.
Стрелочные улицы, на которых последовательно располагаются стрелочные переводы,
ведущие на параллельные между собой пути, на станциях торфопредприятий обычно укладываются с наклоном к главному пути под углом крестовины (рис. 5-8).
Стрелочная улица под углом крестовины укладывается из стрелочных переводов с крестовинами одинаковых марок.

Рис. 5-9. Схема парков путей.
а — парк с одинаковой полезной длиной; б — парк с убывающей полезной длиной; в — парк-параллелограмм; г —  парк-рыбка.
Парки путей, в которых объединяются пути в отдельные группы для выполнения одного вида работ, применяются на станциях торфопредприятий для приемо-отправочных и выставочных путей. Приемо-отправочный парк имеет каждая станция. Выставочные парки применяются на перегрузочных станциях и на станциях у потребителей торфа при большом объеме работ.
По конфигурации в плане парки имеют вид параллелограмма, трапеции и рыбки (рис. 5-9).
Парк в виде рыбки имеет самое широкое распространение и применяется на различных станциях.

Схемы пересечений путей
Рис. 5-10. Схемы пересечений путей. а — пересечение под прямым углом; б — пересечение под углом 45 градусов.

Пересечения путей

При переходе путей одного направления через пути другого направления устраивается пересечение путей. Пересечение путей осуществляется в одном или в разных уровнях. При пересечении в разных уровнях устраивается путепровод.
Путепроводы устраиваются обычно при пересечении железных дорог широкой колеи с большим размером движения. В зависимости от местных условий железнодорожный путь узкой колеи устраивается над пересекаемой дорогой или под ней.
Наличием путепровода обеспечивается полная безопасность и независимость движения поездов в обоих направлениях. Стоимость сооружения путепровода с подходами значительная, поэтому там, где имеется возможность обойтись без путепровода, устраиваются глухие пересечения в одном уровне под прямым или косым углами, которые должны ограждаться с обеих сторон соответствующими сигналами. Наибольшее распространение имеет место пересечения под углами 45 и 90° (рис. 5-10).
Конструкция глухого пересечения устраивается из одного типа рельсов и состоит из четырех крестовин и контррельсов, скрепленных между собой с помощью вкладышей и болтов, уложенных на специальные подкладки.