Станции при потребителях торфа располагаются в непосредственной близости от последних.
Для сжигания или переработки торфа необходимо его со станции подать в бункера потребителя. Подача торфа осуществляется различными способами — вертикальным подъемником, локомотивом или канатной тягой с подъемом но эстакаде, подвесной канатной дорогой и транспортерами (конвейерами).
При наличии вертикального подъемника подача осуществляется обычно по одному вагону. Вагон из выставочного парка вкатывается на площадку подъемника, находящегося на уровне поверхности земли, затем он поднимается вверх и при установлении площадки подъемника в уровне с полом бункерной галереи вагон выкатывается в последнюю, где и разгружается. После выгрузки порожний вагон возвращается в обратном порядке.
При эстакадах вагон с торфом из выставочного парка подается канатной или электровозной тягой по эстакаде в бункерную галерею.
Перечисленные выше способы подачи торфа с подъемом вагонов неэкономичны, поэтому в настоящее время они не строятся. Современный способ подачи торфа, отвечающий условиям комплексной механизации, является транспортерный. При транспортерной подаче вагоны с торфом подаются в разгрузочное устройство, располагаемое на одном уровне с выставочным парком (рис. 5-17). Разгрузочное устройство устраивается по тупиковой или сквозной схемам. При тупиковой схеме производительность торфоподачи ниже сквозной примерно на 30%.
Вагоны с торфом, поданные локомотивом на разгрузочное устройство, разгружаются по всему фронту на обе стороны разгрузочной галереи. Емкость разгрузочной галереи составляет 3—4-часовый запас. В разгрузочной галерее находятся транспортеры, на ленты которых по мере надобности подастся торф многоковшовым экскаватором или самотеком через соответствующие питатели. Транспортеры разгрузочной галереи торф передают на наклонные транспортеры, а последние на бункерные.
Подача вагонов с торфом из выставочного парка на разгрузочное устройство и обратно пустых вагонов осуществляется обычно маневровыми локомотивами или канатной тягой от маневровой лебедки.
Рис. 5-17. Схема станции при потребителе.
1 — приемный парк для груженых составов; 2 — отправочный парк для порожных составов; 3 — парк хозяйственно- пассажирских поездов; 4 — пути экипировочного пункта; 5 — локомотиво-вагонное депо; 6 — станционное здание; 7 — базисный склад торфа; 8 —выставочный парк груженых вагонов; 9 — выставочный парк порожних вагонов; 10 — весы; 11 — разгрузочное устройство; 12 — потребитель.
Ввиду небольшой емкости разгрузочного устройства и возможных перебоев в подаче торфа с торфопредприятий при каждом потребителе устраивается резервный склад торфа. Склад торфа имеет железнодорожные пути и оборудован механизмами для разгрузки и погрузки торфа.
Путевое развитие станций у потребителя зависит от способа торфоподачи и местных условий. Станции у потребителей, как правило, выполняют следующие операции.
.прием, отправление и формирование торфовозных, хозяйственных и пассажирских поездов; при большом размере пассажирских перевозок устраивается самостоятельная пассажирская станция;
взвешивание вагонов с торфом;
подача вагонов в выставочный парк потребителя или непосредственно на разгрузочное устройство при отсутствии последнего;
технический осмотр вагонов;
подача и уборка вагонов с хозяйственными грузами к складам, связанным с широкой колеей;
экипировка локомотивов и смена поездных бригад;
ремонт подвижного состава.
Для выполнения перечисленных выше операций станция должна иметь соответствующее путевое развитие, служебные и технические здания.
Путевое развитие станции состоит из парков приемоотправочного, выставочного, путей тягового хозяйства, аварийного склада торфа, хозяйственных и пассажирских, для обслуживания разгрузочного устройства (рис. 5-17).