Расположение станционных площадок и путей в плане и продольном профиле
Границами территорий станций и разъездов со стороны перегонов являются входные семафоры или светофоры.
Минимальная длина площадок разъездов и промежуточных станций устанавливается расчетом в зависимости от наибольшей длины поезда, принятой для данного участка.
Станционные площадки в профиле располагаются на горбе, в яме, на уступе (рис. 5-1).
При расположении станции или разъезда на горбе (рис. 5-1,а) создаются лучшие условия для разгона при отправлении поезда и замедления при его остановке. Последнее условие дает большую гарантию безопасности при одновременном приеме поездов с противоположных направлений.
Рис. 5-1. Схема расположения станционной площади в профиле: а — на горбе; б — в яме; в — на уступе.
Для обеспечения трогания поезда с места в случае вынужденной его остановки у закрытого входного сигнала крутизна подъемов к станции уменьшается. При расположении станции или разъезда в яме (рис. 5-1,б) и наличии спуска круче 0,006 на протяжении тормозного пути, или затяжного спуска круче 0,008 одновременный прием поездов запрещается. Станция, расположенная в яме, требует удлинения площадки для обеспечения разгона поезда при отправлении. Станция или разъезд, расположенные на уступе (рис. 5-1,в), имеет по своим достоинствам и недостаткам среднее положение по сравнению с рассмотренными выше.
Приемо-отправочные пути на станциях и разъездах, а также погрузочно-выгрузочные пути, как правило, должны располагаться на прямых и горизонтальных участках пути. В трудных топографических условиях они располагаются на уклонах не круче 0,004 и на кривых с радиусом не менее 300 м, при одинаковом уклоне или числе переломов продольного профиля не более двух. Главные пути в пределах стрелочных улиц должны располагаться на прямой. Пути, предназначенные для следования одиночных локомотивов, могут иметь уклоны до 0,040 и располагаться на кривых допускаемых радиусов для соответствующего типа локомотива.
Пути поворотных треугольников в пределах кривой могут располагаться на уклонах не круче 0,020, а в пределах тупика не круче 0,005. Вытяжные пути должны располагаться на прямой и площадке или на спуске не круче 0,004 в сторону парка.
Пути внутри зданий устраиваются горизонтальными и с горизонтальной площадкой перед воротами цеха или депо длиной не менее длины локомотива или вагона, обслуживаемого этим зданием.
Весовые пути в пределах расположения весов по 30 м в каждую сторону от них располагаются на прямом и горизонтальном участке пути.
Габариты и расстояния между осями путей
Для безопасного прохода подвижного состава мимо различных сооружений, расположенных возле путей, не задевая их ни одна из частей этих сооружений не должна выступать за установленные пределы, называемые габаритом приближения строений. Части подвижного состава не должны выступать за предельное очертание, установленное для подвижного состава, называемого габаритом подвижного состава. Габариты подвижного состава и приближений строений наземных железных дорог колен 750 мм, установлены ОСТ 10167-39 (рис. 5-2). В настоящее время габарит пересматривается.
Исходя из габаритов, расстояния между осями смежных путей на станциях и разъездах в прямых участках пути устанавливаются: между главным и смежным с ними пути 4,0 м, между путями парков и отправления 3,8 м.
При наличии на междупутьях каких-либо устройств и сооружений (платформ, сигналов, гидравлических колонок и т. п.) расстояния между осями увеличиваются.
При сооружении устройств механизации погрузки и выгрузки расстояния между осями путей устанавливаются в соответствии с конструкцией применяемых механизмов.
На кривых участках путей указанные выше расстояния увеличиваются в соответствии с § 49 Н-107-53 на величину от 10 мм до 570 мм, в зависимости от величины радиуса кривой. При этом, чем радиус меньше, тем величина увеличения больше.
Здания производственные, служебные, жилые и другие сооружения размещаются от оси ближайшего пути
следования поездов в зависимости от огнестойкости здания или сооружения на расстоянии от 20 до 50 м, в соответствии с § 2о5 Норм и технических условий проектирования железных дорог узкой колеи шириной 750 мм (Н-107-53).
Здания и устройства, близкое расположение которых к путям следования поездов вызывается технической необходимостью, размещаются на более близком расстоянии, но не менее допускаемых по габариту, — на перегонах 2,5 м в нестесненных условиях и 2,3 м в стесненных условиях и 1,93 м на станциях.
Полная и полезная длина путей
Пути на станциях и разъездах имеют полную и полезную длину (рис. 5-3). Полная длина сквозного пути считается от места его примыкания к соседним путям и исчисляется в эксплуатации от начала остряков стрелочных переводов и в проектах от центров стрелочных переводов.
Для тупиковых путей полная длина исчисляется от остряка или центра перевода до путевого упора.
Рис. 5-3. Полная и полезная длина пути.
а — при отсутствии выходных сигналом; б — при наличии выходных сигналов. 1 — предельные столбики; I1, I2, I3, I4 — полезная длина путей. 1, 2, 3 и 4; L1, L2, L3, L4 — полезная длина путей.
Полезной длиной пути считается часть пути, в пределах которой устанавливается подвижном состав так, что при проходе подвижного состава по соседним путям обеспечивается безопасность передвижения.
Полезная длина путей ограничивается:
а) предельными столбиками, за пределы которых воспрещается установка подвижного состава, в сторону сходящихся путей;
б) выходным сигналом и предельным столбиком;
в) предельным Столбиком и Началом стрелочного перевода противошерстной стрелки;
г) предельным столбиком или началом противошерстной стрелки и путевым упором.
Полезная длина путей определяется расчетом в соответствии с длиной поездов по формуле
где l1 — полная длина локомотива;
l2 — полная длина вагона;
п—число вагонов в поезде;
20 — число метров, принимаемое на неточность установки поезда.
Предельные столбики устанавливаются в том месте, где расстояние между осями сходящихся путей равно 2,88 м или между гранями головок рельсов 2,10 м.
Земляное полотно и верхнее строение станционных путей
Земляное полотно станционных путей устраивается в зависимости от рельефа местности в виде насыпей или выемок.
Поперечные профили земляного полотна в зависимости от количества путей, свойств грунта и схемы отвода поверхностных вод устраиваются односкатными, двускатными и пилообразными.
Земляное полотно на разъездах, обгонных пунктах и промежуточных станциях при малом количестве путей принимается односкатным с поперечным уклоном верха полотна 0,008—0,010 в противоположную сторону от станционного здания. На станциях с большим количеством путей земляное полотно устраивается двускатным с поперечными уклонами, направленными в разные стороны от оси главного пути на однопутных линиях или от оси междупутья на двухпутных линиях. В песчаных грунтах верх земляного полотна делается горизонтальным. Крутизна откосов земляного полотна принимается соответственно роду грунта. Резервы и кавальеры в пределах станций и разъездов не устраиваются.
Тип верхнего строения принимается в зависимости от категории: путей и нагрузки от оси локомотива на рельсы по табл. 2-2.
Междупутья станционных путей, расположенных на общем земляном полотне, заполняются балластом.