При проектировании новых товарных станций и модернизации существующих должна быть предусмотрена механизация погрузочно-разгрузочных работ. Обращается особое внимание на проектирование полов, проходов и проездов, наклонных въездов, высоту помещений, предохранительные перила, свободные пространства между стойками, освещение, изменения потолочных и подвальных перекрытий, силовые установки и склады оборудования. Полы должны быть ровными, чтобы сопротивления движению тягачей и прицепов были минимальными. Кроме того, полы должны выдерживать нагрузку от давления на них груженого транспорта и оборудования в рабочем состоянии. Проезды и площадки для разворота транспортных средств должны обеспечивать дополнительно и свободный проход тягачей и прицепов. При проектировании канатных дорог площадки должны быть достаточно широкими, чтобы по ним могли проходить нагруженные вагонетки, а после их разгрузки оставалось бы достаточно места для прохода других вагонеток. В тех местах, где канат делает возвратную петлю, площадки должны быть уширены. Уклон наклонных въездов должен обеспечивать применение тягачей и прицепов, а также возможность использования канатных дорог, которые, кстати сказать, становятся уже неэффективными при подъемах свыше 0,060. Для того чтобы выбрать правильный уклон, необходимо учитывать все связанные с этим факторы.
На рис. 1 показан механизированный товарный склад на станции Сан-Луи.
Высота помещений должна обеспечивать не только перемещение в них транспортных средств с высокими грузами, но также и возможность укладки грузов в высокие штабели там, где для этого можно применять автопогрузчики и краны. Это особенно важно на складах, в которых грузы хранятся в течение длительных периодов. Заштабелеванные грузы обеспечивают максимальное использование складских помещений. При устройстве монорельсов с тельферами, подъемных устройств и подвесных канатных дорог необходимо предусматривать достаточную высоту помещений.
Оборудование для погрузочно-разгрузочных работ применяется для повышения производительности труда на этих работах и для более эффективного использования занятых на этом рабочих и складских площадей на товарных станциях. В состав погрузочно-разгрузочного оборудования входят автопогрузчики, грузовые автомобили с открытыми платформами, автомобильные краны, тягачи и прицепы, подвесные канатные дороги, канатные дороги, проходящие под полом складских помещений, транспортеры, работающие под действием веса перемещаемых ими грузов, монорельсы с тельферами и стационарные краны.
При погрузке прицепов на железнодорожные платформы с помощью наклонных въездов тракторы-толкачи должны иметь скорость не меньше 8 км/ч. У таких тракторов должны быть специальные гидравлические приспособления для установки поддерживающего колеса прицепа, чтобы прицеп мог самостоятельно стоять на платформе, а также для уборки этого колеса при разгрузке прицепа с платформы с помощью тракторов.
Большинство машин и механизмов для погрузочно-разгрузочных работ оборудовано бензиновыми двигателями, электромоторами или аккумуляторными батареями. При использовании бензиновых двигателей должны быть предусмотрены баки для горючего и канистры для огнеопасных жидкостей; кроме того, должны применяться глушители, рекомендованные страховыми компаниями.
Дополнительное оборудование в виде подвесных канатных .дорог и канатных дорог под полом складских помещений (рис. 2) сильно увеличивает производительность работ на товарных станциях. Канатная дорога состоит из бесконечной роликовой цепи с захватными устройствами и четырехколесных вагонеток в виде открытых платформочек с бортами или без бортов. Подвесные дороги имеют дистанционное управление. Бесконечные цепи приводятся в движение электромоторами со скоростью от 30 до 50 м в минуту. Вагонетки прицепляются к захватывающим устройствам канатной дороги под полом помещений посредством специальных шкворней, а к захватам подвесной дороги — специальными рукоятками. Эти приспособления позволяют быстро отцеплять вагонетки в требуемых местах. О необходимости такой отцепки рабочие получают указания по внутреннему телефону или громкоговорителю, сигнальными знаками или определенной маркировкой грузов.
Рис. 2. Передвижение вагонеток по канатной дороге. Приводящая станция расположена под полом товарного склада
Порожние вагонетки прицепляются к захватывающим устройствам или устанавливаются в местах для погрузки. В тех случаях, когда нужно пересекать железнодорожные пути в уровне пола, особенно удобны канатные дороги под полом складских помещений. Для того чтобы отверстие, в которое вставляется шкворень, не было повреждено при перетаскивании вагонеток через пути, оно подвергается специальной закалке. Для обеспечения техники безопасности, связанной с переводом стрелок, последние могут работать только при остановке бесконечной цепи канатной дороги.
В современных многоэтажных складах применяются лифты электрического и гидравлического типов. Гидравлические лифты в основном применяются в двухэтажных зданиях и для небольших подъемов, например с платформы на уровень пола или с низкой платформы на более высокую.
Для определения требуемого количества лифтов, их грузоподъемности и размеров платформ, необходимых для специфических требований индивидуальных зданий, следует учесть все особенности будущих конкретных погрузочно-разгрузочных работ. Грузоподъемность лифтов может быть от 2 до 16 т. Размеры платформ бывают от 2,5 X 3,1 до 5,1 X 9,0 м, скорость подъема лифтов может быть от 15 до 90 м/мин в зависимости от высоты зданий и необходимых интервалов времени между подъемами. Лифты должны проектироваться так, чтобы на них можно было перемещать существующие на складах транспортные средства. В некоторых случаях лифты должны быть приспособлены для подъема грузовых автомобилей.
В некоторых больших многоэтажных зданиях с большим движением пассажиров применяются пассажирские лифты. Они особенно необходимы в тех случаях, когда грузоотправители и грузополучатели должны подниматься на верхние этажи зданий для оплаты стоимости перевозок и других коммерческих операций.
1. Товарные дворы, а) Местоположение товарных дворов должно быть удобным не только для грузоотправителей и грузополучателей, но и для товарных станций, чтобы было более легко руководить всеми грузовыми операциями.
Рис. 3. Поперечный мостик для пересечения путей между платформами
Грузовые лифты по способу их управления могут быть полностью автоматизированного типа или сигнальноконтрольного типа. Первый тип лифта имеет автоматическое устройство, которое без лифтеров обслуживает один лифт или два смежных лифта, работающих синхронно. Существенной особенностью автоматических лифтов является наличие особого дополнительного устройства, которое обеспечивает загрузку лифтов на одном уровне с полом складских помещений, что устраняет толчки при входе вагонеток в лифты и возможные при этом повреждения грузов. Сигнально-контрольный тип лифтов обслуживается лифтером. Такие лифты очень удобно применять в высоких зданиях с интенсивной погрузочной работой. Эти лифты допускают большую скорость движения. Особенностью всех типов лифтов является наличие у них автоматически открывающихся и закрывающихся дверей.
Поперечные мостики для пересечения путей между платформами. Для перевозки грузов через несколько путей, расположенных между платформами, устраиваются специальные поперечные мостики (рис. 3), местоположение которых зависит от длины платформ и наличия тупиковых путей. Наиболее широкое распространение получили поперечные мостики пониженного типа, которые опускаются и поднимаются с помощью механизированных винтовых домкратов. В самом нижнем своем положении проезжая часть мостиков становится в одном уровне с головкой рельсов. В таком положении мостик не препятствует движению поездов. Одна из современных конструкций поперечных мостиков, пересекающих четыре пути, с помощью гидравлики может задвигаться под платформу при необходимости пропуска поездов. Аналогично описанным выше конструкциям канатных дорог положение поперечного мостика связано с системой автоблокировки.
Старые типы поперечных мостиков были подвесного или складывающегося типа и для пропуска поездов приводились в вертикальное положение вручную или механизированными способами.
Товарные дворы и подъездные дороги. При проектировании грузовых станций особое внимание должно быть обращено на проектирование товарных дворов, где происходят непосредственные погрузочно-разгрузочные работы из железнодорожных вагонов на автомобильный транспорт и наоборот.
Товарные дворы должны быть рядом с товарными станциями. Дворы должны иметь достаточное освещение и соответствующие обустройства для обеспечения бесперебойной круглосуточной работы и охраны. Подъездные дороги должны иметь такую ширину, чтобы не вызывать скоплений автомобилей, с чем связаны большие потери производительного времени. Подъездные дороги должны быть хорошо вымощены и иметь водоотводы. Около главного въезда в товарные дворы устанавливаются автомобильные весы и в случае необходимости также весы для прицепов с тяжелыми грузами. В соответствующих местах устанавливаются удобные краны для погрузочно-разгрузочных работ с тяжелыми грузами.
РЕКОМЕНДАЦИИ AREA
Комитетом № 14 AREA по сортировочным станциям в 1953 г. были даны следующие рекомендации.
Товарные дворы и подъездные дороги
б) В необходимых местах на товарных дворах должны быть установлены краны для работы с тяжелыми грузами.
в) Весы для автомобилей должны быть, если это необходимо, расположены около главных въездов в товарные дворы.
г) Маневровые пути для сортировки вагонов должны быть непосредственно связаны стрелочными переводами с путями на товарных дворах,
д) Расстояние между путями на товарных дворах определяется соответствующими техническими условиями, однако рекомендуется, чтобы это расстояние было не менее 3,9 м.
е) При расположении подъездной дороги между двумя путями товарного двора расстояние между их осями должно быть на
- м больше, чем ширина подъездной дороги.
- Пакгаузы и подъездные дороги к товарным дворам, а) Пакгаузы и подъездные дороги к товарным дворам должны быть вымощены и содержаться в хорошем состоянии.
б) Ширина подъездных дорог к пакгаузам должна позволять автомобилям развертываться и под прямым углом задним ходом подходить к пакгаузам. При этом должен оставаться свободный проезд для двух встречных автомобилей.
в) Ширина подъездных дорог между путями товарного двора должна давать возможность наиболее длинным автомобилям стоять перпендикулярно к путям и так, чтобы при этом оставался свободный проезд для автомобилей в одном направлении.
г) При проектировании подъездных дорог только для городского транспорта максимальный габарит авто!юбиля в плане принимается равным 2,4 * 6,8 м. Если подъездные дороги предназначены для всех видов автомобильного транспорта и возможно скопление автомобилей, максимальный габарит автомобиля принимается равным 2,4 х 10,4 м• Для свободного проезда автомобилей в одном направлении ширина дороги может быть равной
- м. При проектировании подъездных дорог, исходя из максимальной длины автомобилей 10,4м, но с ограниченным количеством таких автомобилей, допускается проектировать свободный проезд из расчета движения автомобилей только в одном направлении даже в тех случаях, когда имеется двустороннее их движение.
д) При проектировании подъездных дорог к путям товарных дворов следует избегать тупиковых дорог. При длине путей свыше длины 20 вагонов следует предусматривать дополнительные поперечные дороги. При большом развитии путей на товарных дворах и при значительной их длине расстояние между поперечными подъездными дорогами не должно превышать длины 14 вагонов.
е) Подробные данные по пакгаузам и товарным дворам приведены в трудах AREA.