Содержание материала

По своему принципиальному техническому оформлению существующие, а также проектируемые в настоящее время торфоперегрузочные устройства могут быть разделены на пять основных групп:

  1. Эстакады.
  2.  Стационарные конвейеры (ленточные, пластинчатые и скребковые).
  3.  Передвижные транспортно-погрузочные машины (краны).
  4. Торфовыгружатели-перегружатели.
  5. Вагоноопрокидыватели.

Как отмечалось, на комплексную механизацию перегрузки существенное влияние оказывает решение вопроса механизации выгрузки торфа из узкоколейных вагонов. Поэтому для первых трех групп наиболее целесообразно применение саморазгружающихся вагонов, однако на практике на этих перегрузочных устройствах все еще широко применяются несаморазгружающиеся вагоны.
Для двух последних групп необходимы нссаморагружающиеся вагоны простейшей конструкции, например типа ТНВ.
Все группы перегрузочных устройств в зависимости от конструктивного оформления могут осуществлять транзитную перегрузку  из вагона в вагон или иметь оперативный запас торфа. Особое место занимают вагоноопрокидыватели, которые целесообразно использовать при транзитной перегрузке.
Эстакады отличаются друг от друга по материалам, используемым для строительства железобетонные и металлические.
Стационарные механические перегружатели в зависимости от типа конвейера делятся на пластинчатые, скребковые, ковшовые и ленточные. Для создания оперативного запаса сооружаются бункерные склады с конвейерами-питателями пластинчатого, скребкового или ленточного типа или приобретается дополнительный парк вагонов.
Перегрузка с помощью передвижных транспортных  погрузочных машин подразделяется на два основных вида: перегрузка с помощью погрузочных машин периодического действия (кранов, тракторных погрузчиков) с помощью погрузочных машин непрерывного действия.


Рис. 11-1. Схема классификации перегрузочных устройств.

Перегрузка с помощью кранов па гусеничном или железнодорожном ходу в свою очередь делится на контейнерную (кюбельную), с помощью грейферного оборудования и смешанную, когда торф из контейнеров выгружается в навал, а из навала грейфером грузится в вагоны широкой колеи.
Оперативный запас для данной группы образуется в виде караванов, расположенных вдоль разгрузочных узкоколейных путей, или в виде запаса торфа в контейнерах. Не исключается и транзитная перегрузка — при наличии контейнеров с их выходом на широкую колею.
Перегрузочные устройства четвертой и пятой групп — торфовыгружатели-перегружатели и вагоно- опрокидыватели — в торфяной промышленности Советского Союза еще не применяются и в настоящее время проводятся исследовательские и проектные работы.
Торфовыгружатель может не только производить выгрузку торфа из узкоколейного вагона, но одновременно грузить его в ширококолейные вагоны. В случае необходимости оперативного запаса машина может подавать торф в навал; погрузка торфа из навала производится той же машиной.
Вагоноопрокидыватели по своему конструктивному оформлению и принципу работы делятся на роторные и башенные.
В зарубежной практике для торфа применяются торцовые вагоноопрокидыватели.
На рис. 11-1 приводится схема классификации торфоперегрузочных устройств. Для наглядности показана связь выгрузки торфа из саморазгружающихся и несаморазгружающихся вагонов с каждой группой устройств: сплошной линией — целесообразная или необходимая и пунктирной линией — существующая, но не рекомендуемая.