Содержание материала

ОСОБЕННОСТИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА ТОРФОПРЕДПРИЯТИЙ

Железнодорожный транспорт торфопредприятий относится к промышленному транспорту, который в отличие от железных дорог общего пользования имеет следующие основные особенности:
носит местный характер, так как связывает определенные предприятия, территориально находящиеся в одном производственном районе;
осуществляет главным образом перевозки собственных грузов, необходимых для данного производства, а также вывозку готовой продукции, вырабатываемой предприятием;
связан с технологическим процессом производства, т. е. расположение путей, тип подвижного состава, условия эксплуатации и т. п. соответствуют характеру производства и виду транспортируемого сырья, полуфабрикатов и готовой продукции.
Кроме общих, железнодорожный транспорт торфопредприятий имеет и свои специфические особенности, а именно:
слабое основание для путей, каким является торфяная залежь;
по сравнению с другими видами топлива торф как транспортный груз обладает малым объемным весом, что ведет к недоиспользованию подъемной силы вагона;
однородность перевозок, т. е. наличие ярко выраженных грузового и порожнего направлений;
сезонность добычи торфа вызывает необходимость хранить его на больших площадях, требующих значительного развития железнодорожных путей.
Эти особенности влияют на путевое развитие, подвижной состав и их конструкцию.

  СОСТОЯНИЕ И РАЗВИТИЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА ТОРФОПРЕДПРИЯТИЙ

в дореволюционное время торфяной промышленности 'в современном значении слова не было.
Имелись лишь мелкие торфоразработки, которые обслуживали текстильные фабрики. Доставка торфа на эти фабрики производилась гужевым транспортом, так как размеры добычи и вывозки торфа были малы, а торфяные участки были расположены близко.
По мере выработки ближайших торфяных участков и увеличения размера добычи становилось невыгодным пользоваться гужевым транспортом, так как требовалось иметь большое количество возчиков и, кроме того, в случае суровой зимы фабрики могли оказаться не обеспеченными топливом.

Впервые узкоколейный транспорт для вывозки торфа был осуществлен на Ореховских торфоразработках в 1900 г., но широкого развития этот вид транспорта не получил, так как сама торфяная промышленность развивалась слабо.
Страна испытывала недостаток топлива, поэтому основное внимание было обращено на торф и были приняты меры по развитию торфяной промышленности.
Электрификация страны явилась одним из факторов бурного роста торфяной промышленности — построен ряд электростанций, работающих на торфе.
Полное и своевременное снабжение торфяным топливом этих потребителей обеспечивалось узкоколейным железнодорожным транспортом, работа которого осуществлялась по часовому графику.
В первый период разрабатывались торфопредприятий, близко расположенные к электростанции, а по мере выработки и увеличения мощности электростанций осваивались новые торфопредприятий, отстоящие на значительные расстояния. Так, например, торфопредприятие «Большое» находится от Горьковской электростанции в 100 км.
С ростом добычи торфа и вступлением в эксплуатацию новых торфопредприятий узкоколейный транспорт также развивался и количественно и качественно.
Особенно получил развитие транспорт в послевоенный период. За это время ряд заводов выпустил новые более современные типы паровозов, металлические полувагоны для торфа, пассажирские вагоны, снегоочистители, автодрезины и другое транспортное оборудование.
Использование паровозного парка по пробегу и весу поездов с каждым годом улучшалось. За последние годы широко развернулось на транспорте движение машинистов-тяжеловесников, в результате чего резко улучшилось использование паровозов и снизилась себестоимость перевозок торфа.
Вагонный парк увеличился за счет получения 4-осных вагонов различного назначения, при этом использование его из года в год улучшалось.

К 1965 г. на узкоколейном транспорте намечено осуществить следующие основные технические мероприятия которые позволят снизить себестоимость транспорта торфа:
а)  переход на тепловозную и электровозную тягу;
б)  применение саморазгружающихся вагонов для торфа, оборудованных автотормозами, и внедрение машин для разгрузки торфа из существующих вагонов;
в)  перевод на буксы с роликовыми подшипниками;
г)   внедрение электрической централизации стрелок;
д)  разработка и внедрение новых погрузочных и перегрузочных машин с повышенной производительностью;
е)  механизация путевых работ;
ж) применение электронных весов;
з)  переход на уборку торфа производительными машинами позволит сократить протяжение постоянных и перекладываемых путей;
и)  лучшее использование подвижного состава и внедрение прогрессивных методов организации перевозок.