Для очистки железнодорожных путей торфопредприятий от снега применяются плуговые однопутные снегоочистители, самоходные щеточные снегоочистители, бровкоочистители и шнекороторные снегоочистители.
Плуговой однопутный снегоочиститель представляет собой вагон, оборудованный с торцов металлическими плугами, состоящими из двух частей: неподвижных двух отвалов под углом 45° к оси и подвижных двух крыльев, навешенных на отвалах (рис. 4-15).
К отвалам в нижней части прикреплены на болтах подрезные ножи. Передвижение снегоочистителя осуществляется локомотивом.
Ширина очищаемого пути: при закрытых боковых крыльях 2,20 м; при открытых боковых крыльях 4,25 м.
Плуговые снегоочистители не могут полностью очистить путь от снега, а также не могут быть применены для очистки станционных путей и их нерационально применять при покрове снега 10— 15 см.
Для выполнения вышеуказанных работ применяется самоходный щеточный снегоочиститель типа СЩС.
Рис. 4-15. Плуговой снегоочиститель.
Этот снегоочиститель может работать на станционных путях и очищать от снега стрелочные переводы, почти полностью очищает до подошвы рельса от снега средней плотности.
Самоходный щеточный снегоочиститель — СЩС (рис. 4-16) имеет раму, установленную на две колесные пары, автомобильный двигатель ЗИЛ-120 мощностью 90 л. с., механизм передвижения, две роторные тетки, установленные под углом 60° к продольной оси рамы, механизм вращения щеток, пневматические и ручные подъемники щеток и кабину водителя.
При работе снегоочистителя снег отбрасывается щетками в сторону от 1,5 до 2,5 м.
Скорости передвижения снегоочистителя: передний ход от 5,27 до 40,8 км/ч, задний ход 4,88 км/ч.
Преимуществами этого снегоочистителя являются постоянная готовность для работы и обслуживания его одним человеком, благодаря чему щеточный снегоочиститель получил широкое распространение. По данным Шатурского транспортного управления, щеточный снегоочиститель, двигаясь со скоростью 6—8 км/ч, очищает за смену около 60 км железнодорожного пути, заменяя 170 рабочих, и даст значительную экономию.
Бровкоочистители применяются для очистки снега с бровок земляного полотна после прохода снегоочистителей, для отброса снега на большее расстояние.
Бровкоочиститель (рис. 4-17) состоит из четырехосной стандартной платформы, по бокам которой шарнирно прикреплены двусторонние крылья. Внизу крылья имеют ножи. Для подъема и опускания крыльев на платформе расположены две червячные лебедки и система блоков.
Бровкоочиститель приводится в движение локомотивом и при скорости движения 20—25 км/ч отбрасывает снег от оси железнодорожного пути до 10 м. Один бровкоочиститель за смену разравнивает около 80 км снежных бровок. Годовая экономия при этом получается около 2 тыс. руб., заменяя труд 1 200 чел. рабочих.
Для очистки трасс временных путей и территории станций от снега широко применяется шнекороторный снегоочиститель типа РСТ конструкции ВНИИТП.
Снегоочиститель РСТ представляет собой гусеничный дизельный трактор ДТ-54. оборудованный съемным снегоуборочным рабочим аппаратом (рис. 4-18).
Рис. 4-16. Самоходный щеточный снегоочиститель: 1 — рама; 2 — кузов; 3 — двигатель; 4 — щетка; 5 — коробка передачи; 6 — подъемный механизм; 7 — карданный вал.
Рис. 4-17. Бровкоочиститель.
1 — подъемное крыло; 2 — механизм регулирования подъема крыла; 3 — лебедка; 4 — блок; 5 — платформа; а — крыло в рабочем состоянии; б — крыло в нерабочем состоянии.
Рис. 4-18. Шнекороторный снегоочиститель.
1 — нож; 2 — рама; 3 — шнеки; 4 — ротор; 5 — кожух.
Снегоуборочный аппарат состоит из двух шнеков и
ротора, прикрепленных к трактору с помощью двух дышел. Привод рабочего аппарата осуществляется с помощью специального распределительного редуктора, вращение от которого через телескопический карданный вал, конический редуктор на раме рабочего аппарата и цепные передачи сообщаются ротору и шнекам.
Для погрузки снега в вагоны устанавливается съемная погрузочная труба криволинейного очертания.
Работа снегоочистителя происходит следующим образом. При движении снегоочистителя по оси очищаемой полосы рабочий аппарат надвигается на толщу снега, при этом вращающиеся тиски захватывают снег и подают его в центр к ротору.
Вращающиеся лопатки ротора с силой отбрасывают снег в сторону.
Ширина полосы, очищаемой за один проход, равна 2,4 м.
Снег отбрасывается на расстояние до 20 м. Максимальная высота преодолеваемого снежного вала составляет 1,2 м.
Очистку станционных путей от снега целесообразно производить щеточным и шнекороторным снегоочистителями. После прохода щеточного снегоочистителя в междупутьях образуются снежные валы, которые убираются шнекороторным снегоочистителем. При снежном покрове не более 15-20 см уборка снега производится с одного междупутья на соседнее и так далее по всей станции, пока нс окажется снег за пределами станционных путей.
Снегоочиститель типа РСТ заменяет более 20 чел. и снижает себестоимость снегоуборочных работ в 10 раз по сравнению с ручной уборкой. Особенно успешно применяется этот снегоочиститель на очистке снега на станциях.
В настоящее время разрабатывается конструкция универсального снегоочистителя, применение которого позволит сократить многотипность машин и создать производительную и универсальную машину.