Себестоимость перевозок торфа по узкой колее на расстояние 10 км по расчетным данным ряда проектов составляет от 30 до 60% от себестоимости добычи торфа.
При увеличении дальности транспортирования торфа удельный вес себестоимости перевозок возрастает.
К основным факторам, от которых зависит себестоимость перевозки одной тонны торфа, относятся следующие:
а) масштаб вывозки торфа;
б) схема транспортирования— с перегрузкой или без перегрузки;
в) дальность транспортирования;
г) качественная характеристика торфа;
д) величина руководящего подъема;
е) род тяги;
ж) тип вагона;
з) степень механизации ремонтно-путевых работ;
и) степень автоматизации стрелочных переводов;
к) капиталоемкость;
л) организация перевозок торфа;
м) способ погрузки торфа и тип машины;
н) способ перегрузки торфа;
о) степень использования транспортного оборудования.
Ниже рассматривается влияние этих факторов на себестоимость перевозки торфа.
Масштаб вывозки торфа. Себестоимость перевозки складывается из величин, прямо зависящих от размеров движения и мало зависящих, поэтому последние расходы, отнесенные на 1 т торфа, будут меньше, чем больше масштаб вывозки торфа. Расчеты показывают, что удельные расходы при увеличении объема вывозки снижаются до 15%.
Схема транспортирования торфа. При перевозках торфа непосредственно по узкой колее к потребителю работа транспорта происходит более ритмично. Использование подвижного состава происходит наилучшим образом. В связи с этим и себестоимость перевозок будет меньше по сравнению с вывозкой торфа на перегрузочный пункт.
Дальность транспортирования. С увеличением дальности перевозки торфа себестоимость также увеличивается почти прямо пропорционально расстоянию и на каждые 10 км. эта разница составляет 6-7%.
Качественная характеристика торфяной залежи. Степень разложения торфа влияет на себестоимость перевозки тонны торфа. Чем объемный вес торфа меньше, тем требуется больше подвижного состава, увеличиваются размеры движения, а следовательно, и себестоимость перевозок выше.
Величина уклона. Известно, чем уклон меньше, тем больше вес поезда, тем меньше число поездов, меньше разъездов и т. п., а следовательно. меньше требуется поездных бригад, станционных работников и другого обслуживающего персонала.
Уменьшение обслуживающего персонала снижает себестоимость перевозок торфа.
Руководящий уклон является важным элементом, влияющим на себестоимость перевозок, поэтому определение величины его должно обосновываться технико-экономическими расчетами.
Род тяги. Наиболее прогрессивные виды тяги тепловозная и электротепловозная дают снижение себестоимости перевозок торфа по сравнению с паровой тягой. Только эти вилы тяги должны применяться в настоящее время.
В целях уменьшения трудоемкости, увеличения производительности и снижения себестоимости ремонта необходима механизация путевых работ и в первую очередь по подъемке пути и балластировке, очистке путевых канав, сварке рельсов, разгонке зазоров и подбивке шпал. Создание и внедрение более совершенных машин на этих работах позволит сократить численность путевого персонала, снизить себестоимость ремонта, а следовательно, и себестоимость перевозок.
Автоматизация стрелочных переводов. Внедрение автоматики по переводу стрелок позволит освободить стрелочников и тем самым снизить себестоимость перевозок и создать лучшие условия по безопасности движения. В настоящее время имеется ряд конструкций автоматических устройств, которые начинают широко применяться.
Организация перевозок торфа. В целях снижения себестоимости перевозок должна внедряться организация движения поездов по системе диспетчерских приказов на торфопредприятиях и участках с малым размером движения. Необходимо предусматривать устройство необслуживаемых разъездов и постов на боковых ответвлениях от главного хода. Регулирование движением поездов в этом случае производится от обслуживаемых разъездов и постов главного хода. Широко должно применяться совмещение профессий одним работником, особенно на торфопредприятиях с малым размером движения поездов.
Способ погрузки и тип машины. При больших объемах работ погрузка торфа должна производиться на одном пункте двумя погрузочными кранами, в связи с чем продолжительность нахождения вагонов под погрузкой сокращается.
В целях дальнейшего сокращения себестоимости в настоящее время создается конструкция новой погрузочной машины производительностью, в два раза больше существующей.
Перечисленные выше факторы, влияющие на себестоимость перевозки торфа, и пути ее снижения должны в каждом отдельном случае конкретизироваться и изыскиваться по дальнейшему снижению.
Распределение себестоимости по отдельным статьям расходов показывает, что наибольший удельный вес занимают зарплата, амортизация и текущий ремонт. Это положение подтверждается и отчетными калькуляциями.
Способ перегрузки. Себестоимость перегрузки торфа по данным ряда торфопредприятий тем выше, чем меньше объем работ по перегрузке.
На существующих перегрузочных пунктах в целях снижения себестоимости перегрузочных работ необходимо шире внедрять механизацию разгрузки торфа из вагонов узкой колеи с применением торфовыгружателя ТВК системы Ковалева. На новых перегрузочных пунктах необходимо применять саморазгружающиеся вагоны типа ТСВ, более совершенную конструкцию торфоперегружатели типа ТПП и перегрузочную эстакаду емкостью на один маршрут.
Использование транспортного оборудования. От степени использования транспортного оборудования зависит и себестоимость транспорта. Так, при организации вождения тяжеловесных поездов увеличивается производительность локомотивов, а следовательно, это позволяет сократить рабочий парк локомотивов.
Улучшение качества ремонтных работ и повышение культуры обслуживания локомотивов и вагонов позволяет увеличить межремонтные пробеги и сократить расходы на единицу ремонта.
Ряд других мероприятий, направленных на повышение производительности труда и лучшее использование оборудования, позволяет снизить себестоимость транспортных работ.