Содержание материала

Оборот локомотива и вагона

Оборот локомотива по времени по вывозке торфа складывается из следующих элементов:
движение локомотива с порожним составом от пункта разгрузки до пункта погрузки торфа;
маневровые работы в пункте погрузки торфа по обмену порожнего на груженый состав;
движение локомотива с груженым составом от пункта погрузки до пункта разгрузки;
нахождение локомотива в пункте разгрузки торфа.
Опыт работы транспорта торфопредприятий показывает, что локомотив в поездном движении работает по времени не более 35%, а остальное время он находится в пунктах погрузки и разгрузки.
Для сокращения времени на оборот локомотива, а следовательно, увеличения числа оборотов проводится ряд мероприятий по сокращению времени в пунктах разгрузки, на экипировке, сокращению числа стоянок при движении с порожним и груженым составом, уменьшению времени на маневровых работах в пунктах погрузки.
Оборот вагона по времени складывается из следующих элементов:
движения порожнего вагона на пункт погрузки;
нахождения вагона на пункте погрузки;
движения груженого вагона с пункта погрузки на пункт разгрузки;
нахождения вагона в пункте разгрузки торфа.
Чем больше вагон сделает в сутки оборотов, тем больше будет перевезено торфа. В целях уменьшения времени на оборот вагона проводятся мероприятия по увеличению производительности погрузочных и перегрузочных машин; организация спаренной работы погрузочных кранов; сокращению стоянок на промежуточных и основных раздельных пунктах; увеличению скорости движения; выбору оптимального количества вагонов в составе; оборудованию вагонов роликовыми подшипниками и автотормозами и т. п.

Расчет количества подвижного состава

Определение количества локомотивов и вагонов для вывозки торфа производится графическим или аналитическим способом.
В основу графического способа кладется график движения поездов, по которому составляется график работы локомотива и выявляется потребность в локомотивах. Проверка загруженности локомотивов по времени суток производится следующим образом: на оси абсцисс откладывается время работы каждого локомотива (движение в грузовом направлении, маневры, экипировка, движение в негрузовом направлении, маневры на погрузке «и т. д.). В случае если по графику выявится неполное использование того или иного локомотива по времени -суток, делается корректировка графика с целью уменьшения количества потребных локомотивов. Таким образом, из графика выявляется потребность рабочих локомотивов. Для определения инвентарного числа локомотивов необходимо прибавить количество локомотивов, находящихся в ремонте.
Аналитический способ расчета производится по формуле
где Т — время оборота локомотива, которое складывается из времени хода поезда в грузовом и негрузовом направлениях и времени нахождения на пунктах прибытия и отправления (экипировка и маневры);
а — коэффициент, учитывающий нахождение локомотивов в ремонте и принимается равным 1,2;
п — число пар поездов.

Расчет потребности вагонов производится так же, как и локомотивов.
Из графика получается необходимое количество составов, а затем, зная число вагонов в составе, определяется потребность в рабочих вагонах.
Инвентарное количество вагонов определяется как сумма рабочих вагонов и вагонов, находящихся в ремонте.
При аналитическом расчете вначале определяется число составов по формуле:

где Тс — время оборота состава, которое складывается из времени хода поезда в грузовом и негрузовом направлениях, времени на погрузку состава торфом, времени на разгрузку и времени на маневровые операции, по взвешиванию и др.;
b — коэффициент, учитывающий количество вагонов, находящихся в ремонте, равный при четырехосных вагонах 1,03 и двухосных 1,05.
Графический способ определения подвижного состава применяется на существующих торфопредприятиях. Аналитический способ применяется в тех случаях, когда не требуется большая точность и в проектных заданиях.
Подвижной состав для пассажирских, хозяйственных и прочих перевозок определяется по вышеуказанным способам.
Основные измерители и показатели работы транспорта
Планирование и анализ эксплуатационной работы транспорта производится на основе установленных и полученных измерителей и показателей работы.
Измерителями определяется объем работ транспорта, а показателями характеризуются условия и оценка использования подвижного состава. К измерителям относятся:
количество погруженных, разгруженных и перегруженных тонн груза;
количество вывезенного торфа;
грузооборот в тонно-километрах по торфу нетто и брутто;
количество перевезенных пассажиров;
работа вагонов в вагоно-километрах;
работа локомотивов в локомотиво-километрах.
К показателям эксплуатационной работы относятся: дальность перевозок торфа в километрах;
количество оборотов локомотивов в сутки на торфовозных перевозках;
среднесуточный пробег вагона;
средняя нагрузка вагона торфом;
средний вес поезда с торфом нетто;
скорость движения поездов ходовая, техническая и участковая;
себестоимость перевозок.
На основании заданного плана работ и фактически исполненного производится анализ эксплуатационной работы транспорта. Анализ работы производится текущий, производимый ежесуточно, и отчетный за месяц, квартал и год.
При отклонении от заданного плана должны быть устранены причины, мешающие выполнению и перевыполнению плана. Конечным показателем работы транспорта является себестоимость перевозок.