Ремонт земляного полотна и водоотводных устройств
Ремонт земляного полотна и водоотводных устройств заключается в устранении явлений деформации и имеющихся болезней земляного полотна.
Так как деформации и болезни земляного полотна вызываются главным образом действием воды, мероприятия по оздоровлению его направляются на борьбу с водой.
Ниже дастся перечень часто встречающихся неисправностей земляного полотна и способы их ремонта.
Балластные корыта. Ликвидация влияния балластных корыт производится путем устройства поперечных дренажей или дренажных трубок, при помощи которых обеспечивается выпуск воды.
В отдельных случаях делается вырезка грунта ниже дна корыта на 0,1-0,2 м и замена его дренирующим грунтом.
Коренные пучины. Для устранения пучинообразований земляного полотна производятся следующие мероприятия:
понижение уровня грунтовых вод ниже горизонта промерзания путем устройства соответствующего дренажа;
прекращение доступа грунтовых вод путем устройства дренажа или лотков;
замена пучинистого грунта дренирующим;
уменьшение глубины промерзания грунта (достигается устройством под балластным слоем шлаковой подушки).
Применение того или иного мероприятия зависит от характера мест, подверженных пучинообразованию.
Осадка земляного полотна. Это явление на путях, уложенных на торфяной залежи, имеет самое большое распространение.
Для приведения земляного полотна в нормальное состояние производится досыпка грунта с балластировкой и подъемкой пути до проектных отметок.
Для обеспечения нормальной работы водоотводных устройств производятся прочистка и углубление канав, укрепление дна и откосов и т. и. работы.
Другие виды деформаций земляного полотна, как-то: провалы, размывы, оползни и т. п. исправляются немедленно, не ожидая времени производства капитального или среднего ремонта.
Ремонт верхнего строения пути
Ремонт верхнего строения пути заключается в сплошной замене пришедших в негодность элементов верхнего строения пути (рельсов, накладок, болтов, шпал и стрелочных переводов) при капитальном ремонте и в частичной замене при среднем ремонте и подъемке пути на балласт.
Одновременно с этими работами производятся разгонка рельсов, дополнительная установка противоугонов и подкладок и ремонт переездов.
Ниже дается краткая характеристика основных видов ремонтных работ.
Разгонка зазоров. Для установления участков, подлежащих разгонке, делается натурный промер всех зазоров, а затем составляется ведомость или график накопления зазоров, на основе которых и определяются зоны и величина передвижки рельсов.
Для производства разгонки зазоров применяются ударные, винтовые и гидравлические приборы.
Наиболее совершенным и экономичным является гидравлический разгонщик, который в последнее время получает широкое распространение.
Смена рельсов, скреплений и шпал. Работы по сплошной смене рельсов, скреплений и шпал могут производиться при закрытом перегоне для движения и в «окно» (перерывы в движении).
В первом случае смена рельсов, скреплений и шпал осуществляется целыми звеньями при помощи путеукладчиков.
Во втором случае работы производятся раздельным способом, т. с. вначале меняются рельсы, а затем шпалы. Рельсы меняются плетями длиной 50—100 м.
Работа в «окно» производится с ограждением сигналами остановки.
Подъемка пути па балласт. При капитальном ремонте путей балластировка производится сплошная с подъемкой пути до проектных отметок.
При среднем ремонте балластировка путей производится сплошная с подъемкой на небольшую высоту или в отдельных местах.
Выполнение работ по подъемке пути на балласт без перерыва движения производится с ограждением сигналами остановки.
До начала подъемки пути па балласт должна быть произведена смена шпал, подвезен и разгружен балласт в необходимом количестве и выставлены колья, показывающие высоту подъемки.
До последнего времени подъемка пути на балласт осуществляется с применением путеподъемник тележек и домкратов.
Путеподъемником или домкратами звенья в количестве двух (рельсы со шпалами) поднимаются поочередно (вывешиваются) на требуемую высоту, закрепляются подштопкой, затем делается плавный отвод с поднятых звеньев на неподнятые.
После подштопки производится подбивка шпал. На подбивке шпал применяются электрошпалоподбойки.
После обкатки пути поездами производится окончательная выправка его по уровню и шаблону с необходимой выверкой, рихтовкой и оправкой балластной приз мы.