Содержание материала

До последнего времени на станциях и разъездах железнодорожного транспорта торфопредприятий применялись стрелочные переводы ручного действия без установления зависимости с сигналами за исключением отдельных стрелок с замками Мелентьева. С 1959 г. началось широкое применение электрической релейной централизации стрелок и сигналов. Это мероприятие позволяет увеличить пропускную способность путей, повысить безопасность движения поездов и заменить труд стрелочника стрелочным электроприводом.

Сущность централизации стрелок и сигналов заключается в том, что стрелки и сигналы, находящиеся на станции или разъезде, управляются дежурным из одного пункта. Из существующих систем управления наиболее совершенной является электрическая релейная централизация с раздельным или маршрутным управлением стрелок и сигналов. Устройства электрической централизации делятся на напольные и постовые (рис. 5-18). В напольные устройства входят: стрелки, оборудованные электроприводами, светофоры, релейные шкафы и батарейные колодцы или ящики, оборудование рельсовых цепей (изолирующие стыки, трансформаторные и релейные ящики, рельсовые соединители, перемычки), маневровые колонки и кабельные сети. К постовым устройствам относятся: пульт-табло, стативы с кнопками, релейные и питающие установки.
В настоящее время для перевода узкоколейных стрелок при электрической централизации применяются приводы моторные стрелочные типа ПМС-160.

Техническая характеристика привода следующая:
Ход стрелки (остряков) регулируется в пределах...65—100 мм Предварительное нажатие штока на стрелку...30 кг
Время полного максимального хода не более...6 сек
Напряжения питания...127 в переменного тока
Вес...70 кг
Электродвигатель типа АОЛ-11-4 мощностью 120 Вт или АОЛ-12-4 мощностью 180 Вт при 1 420 об/мин

Стрелочный привод типа ПМС-160 (рис. 5-19) состоит из чугунного корпуса со съемной крышкой, внутри которого расположены: электродвигатель; пара цилиндрических шестерен (ведущая и ведомая). Ведомая шестерня имеет внутреннюю нарезку; полый винт с наружной винтовой резьбой и пружиной во внутренней полости; шток, два концевых выключателя; клеммники на 6 клемм — 2 шт. и блокировочный контакт.
Работа привода происходит следующим образом: электродвигатель включается релейным пускателем, катушки которого получают питание через замкнутые контакты конечных выключателей и вращение электродвигателя через ведущую шестерню передается ведомой шестерне, последняя с помощью внутренней винтовой нарезки передает движение полому винту. 

При перемещении винта находящаяся внутри пружина передает движение штоку, соединенному со стрелочной тягой, который и осуществляет перевод стрелки. Перемещаясь, винт в конечном положении шпонкой воздействует на концевые контакты выключателя и разрывает цепь катушки релейного пускателя, в результате чего электродвигатель отключается.
Шток же привода, перемещаясь под воздействием пружины винта до конечного положения, при помощи сигнальной шпонки, жестко связанной со штоком привода, воздействует на сигнальные контакты выключателя, сигнализируя положение стрелки.
Для управления стрелками и сигналами и контроля их положения предусматриваются аппараты управления — пульт-табло. На пульте-табло изображается схема станции из световых ячеек, где при свободном состоянии участка на табло видна темная полоса; после установки маршрута появляется белая светящаяся полоса с указанием положения стрелок и сигналов. Занятый участок обозначается красной светящейся полосой.
Для надежной работы устройств электрической централизации должны выполняться следующие условия: изолирующие стыки должны укладываться на спаренных шпалах с креплением их сквозными болтами; стрелочные переводы и стыки должны содержаться в исправном состоянии.
Оборудование разъезда с двумя стрелками электрической централизации не превышает 2 тыс. руб. и затраты окупаются в течение 1 года.
Применение электрической централизации стрелок освобождает большое количество стрелочников.