Содержание материала

Поселковые станции тупиковые предназначаются исключительно для обслуживания поселков, а станции, расположенные на направлении грузового потока торфа, кроме обслуживания поселка, участвуют в регулировании движения поездов.
Поселковые станции территориально и по отношению к подъездному пути располагаются (рис. 5-13):
внутри территории поселка; на границе территории поселка;
в некотором расстоянии (1—3 км) от подъездного пути.
Станция, расположенная внутри поселка, имеет ряд недостатков: неудобства для проживающих в поселке, шум и дым от локомотивов; трудность расширения станционной территории, — занимается жилая зона поселка. В настоящее время строительство станций внутри территории поселков не производится.
Наибольшее распространение имеют станции, расположенные на границе территории поселка. Преимущества такого расположения очевидны,—безопасность для проживающих, не занимается жилая зона поселка, удобство обслуживания.  Поселковые станции, расположенные в стороне от подъездного пути, являются тупиковыми и вызывают необходимость иметь вторую станцию у примыкания к подъездному пути. Такое расположение оправдывается, если невозможно иметь площадку под поселок вблизи подъездного пути. Например, на торфопредприятий Чистое-Борское поселок расположен на границе торфомассива, но на высоте 30 м по отношению к торфомассиву и подъездному пути, поэтому к поселку устроен отдельный подъездной путь на протяжении 3 км.
В настоящее время каждое новое торфопредприятие проектируется с одним благоустроенным поселком и одной поселковой станцией.
Поселковая станция выполняет следующие операции:
а)  прием, отправление и пропуск грузовых и пассажирских поездов;
б)  производство маневров с хозяйственными поездами, расстановка вагонов к складам поселка, механическим мастерским и другим пунктам и последующая сборка вагонов;
в)  обслуживание пассажиров;
г)   обеспечение беспрепятственного пропуска пожарных дрезин на все направления.

 Кроме перечисленных операций, на некоторых станциях осуществляется экипировка локомотивов и ремонт подвижного состава.

Рис. 5-14. Схема поселковой станции: 1 — склады стройматериалов и продовольствия; 2 — механические мастерские; 3 — локомотиво-вагонное депо; 4 — вокзал; 5 — пожарное депо.

Поселковая станция (рис. 5-14) состоит из приемоотправочного парка путей и путей к складам и производственным зданиям, расположенным на поселке, а при производстве экипировки и экипировочным путям и устройствам. На поселке путями обслуживаются механическая мастерская, пожарное дело, гараж; склады горючесмазочных материалов, продовольственные, материальные, котельные и подсобные предприятия (лесозавод, строй-двор и т. п.).
При производстве ремонта подвижного состава на поселке устраивается депо с путями.
Для обслуживания пассажиров устраивается пассажирское здание, которое располагается с выходом на главную улицу.

Перегрузочные станции

Перегрузочные станции устраиваются в пунктах перегрузки торфа из вагонов узкой колеи в вагоны широкой колеи или на другие виды транспорта.
Объем перегружаемого торфа в настоящее время достиг более 40% от всего добываемого торфа. Все это количество торфа перегружается на 500 станциях.
Перегрузка торфа осуществляется в настоящее время торфоперегружателями, бункерными эстакадами, кранами с грейферами или кюбелями, траншейно-конвейерными установками и тракторными погрузчиками.
Наибольшее распространение на больших и средних предприятиях получили торфоперегружатели и бункерные эстакады.
Для обеспечения погрузки вагонов широкой колеи в установленное время на станциях должен иметься запас торфа в количестве, обеспечивающем погрузку одного маршрута в установленный срок. Запас торфа создается: при перегрузке торфа кранами и тракторными погрузчиками — в караванах; при торфоперегружателях в вагонах узкой колеи и при бункерных эстакадах —  в бункерах.
Перегрузочные станции, как правило, выполняют следующие операции:
прием, отправление и формирование торфовозных хозяйственных и пассажирских поездов;
взвешивание вагонов с торфом при наличии поступления с нескольких торфопредприятий;
подача вагонов с торфом на перегрузочные устройства непосредственно или через выставочный парк и уборка порожних в выставочный или отправочный парк;
технический осмотр вагонов;
подача и уборка вагонов с хозяйственными грузами к складам и другим пунктам, связанным с широкой колеей;
экипировка локомотивов и смена поездных бригад;
ремонт подвижного состава при наличии локомотивовагонного депо на станции.
Для выполнения перечисленных выше операций перегрузочная станция должна иметь, как правило, следующее путевое развитие: приемо-отправочный парк путей; разгрузочные пути на перегрузочных устройствах, весовой путь, экипировочные пути и пути для обслуживания деповского и складского хозяйства.
Кроме путевого развития и перегрузочных устройств, на станции располагаются служебные и технические здания и устройства для обеспечения нормальной работы с поездами, подвижным составом и пассажирами.
Выставочный парк устраивается при большем объеме перегрузки и подачи вагонов на перегрузочные эстакады частями состава.
Схемы перегрузочных станций определяются установленным способом перегрузки, объемом перегрузки и местными условиями.
При расположении поселка торфопредприятия в районе перегрузочной станции последняя обслуживает и поселок.
При годовом объеме перегрузки торфа до 1,0 млн. т применяются в качестве перегрузочных машин и устройств торфоперегружатели повышенной производительности, а при большем объеме бункерные перегрузочные эстакады емкостью на один маршрут нормальной колеи.
Перегрузка торфа кранами с грейферами или кюбелями, конвейерными установками и тракторными погрузчиками даст большую себестоимость перегрузочных работ, поэтому схемы станций при этих способах не рассматриваются.
На рис. 5-15, а представлена перегрузочная станция с торфоперегружателем с последовательным их расположением по отношению к приемо-отправочному парку и на рис. 5-15,б с параллельным расположением приемоотправочного парка и торфоперегружателей.
Первый тип перегрузочной станции с последовательным расположением приемо-отправочного парка и торфоперегружателей дает лучшие эксплуатационные условия работы и возможность расширения станции. Для последовательного размещения приемо-отправочного парка и торфоперегружателей требуется более длинная площадка, чем для второго типа станции.

Рис. 5-15. Схемы перегрузочной станции с торфоперегружателями. а — с последовательным расположением приемо-отправочного парка и перегрузочных машин; б — с параллельным расположением приемо-отправочного парка и перегрузочных машин;
1 — пути нормальной колей; 2 — торфоперегружатели; 3 — приемно-отправочный парк; 4 — дежурное здание; 5 — станционное здание; 6 — разгрузочные пути узкой колеи; 7 — горловина.

Наибольшее распространение имеют станции последовательного типа.
Количество торфоперегружателей на станции устанавливается в зависимости от объема перегрузки от одного до четырех.
В целях ускорения перегрузки торфа, которая ранее осуществлялась вручную, промышленностью выпускались торфоперегружатели под два разгрузочных пути. В настоящее время в связи с внедрением разгрузочной машины системы Ковалева и выпуском саморазгружающихся вагонов возможно иметь один разгрузочный путь на торфоперегружателе.
Схема перегрузочной станции с бункерной перегрузочной эстакадой показана на рис. 5-16.
Перегрузочные станций при эстакадной перегрузке торфа устраиваются с выставочным парком, когда подача вагонов на эстакаду осуществляется не полным составом, а частями. Это бывает необходимо при наличии больших уклонов въезда на эстакаду.
При подаче вагонов с торфом из приемо-отправочного парка целым составом на перегрузочную эстакаду выставочный парк не утраивается.
Приемо-отправочный парк по отношению к перегрузочной эстакаде располагается последовательно или параллельно. 

Рис. 5-16. Схема перегрузочной станции с бункерной эстакадой. 1 — приемо-отправочный парк узкой колеи; 2 — приемо-отправочный парк нормальной колеи; 3 — выставочный парк; 4 — вытяжка; 5 — эстакада; 6 — погрузочные пути нормальной колеи; 7 — весы.
Почти все существующие перегрузочные станции с эстакадной перегрузкой имеют последовательное расположение приемо-отправочного парка и эстакады.
При наличии выставочного парка подача локомотивом вагонов на эстакаду осуществляется через вытяжной путь, чем обеспечивается независимость работы станции по приему и отправлению поездов с работой по подаче вагонов на эстакаду. Технический осмотр вагонов в этом случае осуществляется на путях выставочного парка.
В тех случаях, когда уклон въезда на эстакаду не превышает руководящего уклона, установленного на путях торфопредприятий, или уклон круче руководящего, но применяется более мощный локомотив, выставочный парк не устраивается.
Уклон въезда на существующих эстакадах в зависимости от местных условий составляет от 0,010 до 0,021.
Перегрузочные станции с эстакадной перегрузкой устраиваются на торфопредприятиях с годовым объемом перегрузки более 1 млн. т.