В торфяной промышленности в настоящее время применяется ручное торможение поездов, осуществляемое за счет тормозных средств локомотивов и ручных тормозов вагонов. С целью повышения безопасности движения, повышения скоростей движения и отказа от использования тормозильщиков на транспорте торфяной промышленности начинают внедряться автоматические тормоза как на пассажирских, так и на торфовозных поездах.
Задачами тормозных расчетов является определение количества необходимых тормозных средств поезда по заданным величинам тормозного пути, уклона и скорости движения или при заданных тормозных средствах и величине уклона — расчет тормозного пути (при известной скорости движения) или определение максимально допустимой скорости (по заданному тормозному пути).
Тормозная сила поезда может создаваться за счет нажатия колодок на колеса, применения контрпара на паровозах или электрического торможения на электровозах и электротепловозах.
Тормозная сила от одной колесной пары при любом из перечисленных способов торможения не может быть больше силы сцепления этой колесной пары с рельсами. Контрпар применяется редко и только при паровозной тяге; электрическое торможение применяется для подтормаживания и может осуществляться только некоторыми типами электровозов и электротепловозов (в частности, электротепловозом ТЭУ-1). Способ создания тормозной силы с помощью тормозных колодок является основным и по нему производятся тормозные расчеты.
При ручном торможении и тормозном пути, равном 800 м, необходимое количество тормозных вагонов в поезде при применении тепловозной или электротепловозной тяги определяется по формуле
где k — необходимое нажатие тормозных колодок на каждые 100 т веса поезда, определяемое по табл. 1 в приложении II Правил технической эксплуатации;
Р — вес локомотива в рабочем состоянии, т;
П — тара тормозного вагона, т;
а — коэффициент использования веса локомотива.
Нормативные данные о величине коэффициента а для электротепловозов и тепловозов узкой колеи отсутствуют. Временно, до установления таких норм, этот коэффициент можно принимать равным 0,4—0,5.
Количество тормозных вагонов в поезде должно быть достаточным для остановки оторвавшихся вагонов при движении на максимальном подъеме со скоростью 10 км/ч, что проверяется расчетом.
Опыты по применению автоматических тормозов для торфовозных поездов проводились ВНИИТП в 1959 г. с вагонами типа УМВ постройки Демиховского завода.
На основании проведенной работы рекомендовано все вновь выпускаемые вагоны оборудовать автотормозами. Рекомендуется также оборудование автотормозами вагонов, находящихся в эксплуатации, в первую очередь на таких предприятиях, где не обеспечена безопасность движения на спусках.
Необходимо отметить, что внедрение автотормозов дает возможность уменьшить объем земляных работ при постройке новых постоянных путей.
При расчетах автотормозов величину полного тормозного нажатия колодок на оси тормозного вагона впредь до установления нормативов рекомендуется принимать согласно табл. 8-1, составленной на основании опытов с вагонами типа УМВ.
Таблица 8-1
Тип вагона | Тормозное нажатие, m | |
Груженый режим | Порожний режим | |
Полувагон УМВ . | 6,3 | 3,2 |
Полувагоны ТСВ . | 8,0 | 4,0 |
Допустимая величина тормозного нажатия в груженом режиме зависит от загрузки вагона, т. е. от объемного веса торфа, и может корректироваться.
Тормозные расчеты производятся по таблицам, в которых указывается сила нажатия тормозных колодок на каждые 100 т веса поезда, необходимая для остановки поезда на длине тормозного пути в зависимости от скорости движения и уклона. При движении по спускам менее 0,020 вес локомотива и его тормоза могут не учитываться. Согласно правилам технической эксплуатации для лесовозных узкоколейных железных дорог устанавливается тормозной путь при автотормозах 400 т и для пего приводится таблица для определения необходимой величины тормозного нажатия на 50 т веса поезда. С использованием этой таблицы построены графики рис. 8-6 и 8-7.
Рис. 8-6. График для определения времени хода груженых торфовозных поездов.
------ удельная касательная мощность поезда, л. с. т; - - - - - тормозное нажатие тонн на 50 m веса поезда.
Рис. 8-7. График для определения времени хода порожних торфовозных поездов.
-------удельная касательная мощность поезда, л. с./г, - - - - - тормозное нажатие, тонн на 50 т веса поезда.