ГОСУДАРСТВЕННОЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО
МОСКВА 1960 ЛЕНИНГРАД
Стойлик Михаил Алексеевич и Грачев Виктор Анатольевич ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ ТОРФЯНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
ПРЕДИСЛОВИЕ
Торфяная промышленность также успешно выполняет семилетний план добычи и вывозки торфа. Широко внедряется новая прогрессивная техника. Успешно трудятся рационализаторы и конструкторы над механизацией торфяного производства и его транспорта. Создаются более совершенные машины, станки, инструменты и т. п., позволяющие снизить себестоимость и облегчить условия труда.
Работники торфяной промышленности, руководствуясь решениями июльского Пленума ЦК КПСС, будут и в дальнейшем направлять свои усилия на совершенствование производства и снижение себестоимости добычи и транспорта торфа.
Торфопредприятия, добывающие торф на топливо и торфяное сырье на удобрение и подстилку, на изготовление брикетов, изоляционных плит и химических продуктов, составляют основу торфяной промышленности.
Настоящая книга и посвящена транспорту этих торфопредприятий, где основным видом его является железнодорожный транспорт узкой колеи шириной 750 мм.
В книге приведены основные сведения по устройству и ремонту железнодорожных путей узкой колеи; краткие сведения о подвижном составе; основах организации работы транспорта; о машинах и устройствах, применяемых на погрузке и перегрузке торфа.
В книге даны сведения по новой технике и прогрессивным видам тяги, электрической централизации стрелок и сигналов, а также показаны пути технического прогресса и пути уменьшения капитальных вложений и себестоимости транспорта торфа. Стоимости приведены в масштабе цен 1961 г.
Гл. I, II, III, IV, V, IX и XII написаны М. А. Стойлик, гл. VII, X и XI — В. А. Грачевым и гл. VIII— В. Г. Фадеевым.
Авторы приносят благодарность рецензенту канд. техн. наук В. В. Федорову за ценные указания по содержанию книги.
ГЛАВА ПЕРВАЯ
ТОРФЯНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ И ЕЕ ТРАНСПОРТ
ТОРФЯНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ И ЕЕ РАЗВИТИЕ
Наша страна располагает большими запасами торфа. Залежи торфа в СССР расположены на площади 71,6 млн. га и запасы его составляют свыше 158 млрд. т, или около 60% мировых ресурсов. Крупные залежи торфа имеются в районах Центра, Северо-Запада, Урала, Западной Сибири и -в Белоруссии, а также распространены в Латвийской, Эстонской, Литовской, Украинской, Грузинской ССР и других республиках.
В 1959 г. размер промышленной добычи торфа составил 59 402 тыс. т, кроме того, большое количество торфа добывается колхозами на топливо и на удобрение.
В настоящее время основными потребителями торфа являются электростанции, где торф около 50% от всей добычи используется как энергетическое топливо. Около 4% фрезерного торфа перерабатывается на торфяные брикеты.
Газогенераторные станции машиностроительных и стекольных заводов используют около 10% торфа на производство газа. Остальной торф потребляется котельными промышленных и коммунально-бытовых предприятий и идет на удобрение полей колхозов и совхозов.
Предусматривается дальнейший рост всех отраслей промышленности, развитие новых отраслей и дальнейшее развитие сельского хозяйства. Планом предусматривается увеличение добычи торфа на 36% (рис. 1-1), и в 1965 г. размер добычи должен составить на топливо 71,5 млн. т, на удобрение—33 млн. т., на подстилку—1,0 млн. т и на изоплиты — 1,0 млн. т. Основными потребителями будут электростанции, торфобрикетные заводы, промышленные предприятия и сельское хозяйство. Производство торфяных брикетов для коммунально-бытовых предприятий в 1965 г. предусматривается увеличить в 4 раза.
Рис. 1-1. График добычи торфа на топливо.
Семилетним планом предусматривается задача дальнейшего повышения производительности труда и сокращение затрат труда и средств на производство единицы продукции путем проведения комплексной механизации и автоматизации производственных процессов, модернизации существующего оборудования и широкого внедрения достижений науки и опыта передовиков.
Перед работниками торфяной промышленности ставится задача по максимальному снижению себестоимости добычи и транспорта торфа.
Вопросам экономики торфа должно быть уделено большое внимание. Для успешного выполнения намеченного плана добычи торфа и производства брикетов и улучшения экономических показателей торфяной промышленности намечается изготовление необходимого количества оборудования и внедрение новых машин по 6 подготовке торфяных площадей и добыче торфа, а также и железнодорожному узкоколейному транспорту.
В результате этих и других мероприятий будут снижены капитальные затраты и себестоимость торфа и возрастет производительность труда.
Работникам торфяной промышленности в семилетии предстоит решить задачи по переходу полностью на работу торфопредприятий с постоянным персоналом; организации комплексного использования торфяной залежи с производством изоляционных плит, подстилки и удобрений; внедрения искусственной досушки торфа с целью уменьшения зависимости добычи от метеорологических условий; разработки и внедрения в производство предложений но получению химических продуктов, получения дешевого высококалорийного газа из фрезерного торфа; создания и внедрения рационального процесса и оборудования по получению кокса, полукокса и термобрикетов.
В целях максимального использования торфа в сельском хозяйстве разрабатываются проекты и создаются заводы механизированного производства торфяной подстилки. Осуществляются разработка и внедрение способов производства гуминовых и органоминеральных торфяных удобрений.
Намечаемые направления в развитии торфяной промышленности в семилетием плане изменят качественную сторону и еще более повысят роль ее в народном хозяйстве.
В торфяной промышленности в результате перестройки управления создались благоприятные условия по использованию торфяных запасов в промышленности и сельском хозяйстве. До перестройки управления были случаи, когда в одном и том же экономическом районе и на одном и том же торфяном массиве имелось по нескольку торфопредприятий, принадлежавших нескольким министерствам. При этом на каждом торфопредприятий имелись самостоятельные транспортные хозяйства, ремонтно-механические мастерские и свой аппарат управления. Были случаи, когда рядом с существующей железной дорогой строилась другая железная дорога для вывозки торфа. В результате этих положений неэффективно использовались капиталовложения и вызывалась повышенная себестоимость добычи и транспорта торфа.
Успешно внедряются принципы кооперации в транспортном обслуживании смежных торфопредприятий, а именно: созданы объединенные транспортные хозяйства, в которых осуществляются единое эксплуатационное управление, единая ремонтно-механическая база по ремонту подвижного состава и проводятся другие мероприятия по кооперации транспортных хозяйств.
В Совнархозах проведено укрупнение торфопредприятий. Многие торфопредприятий с программой добычи 3 -10 тыс. т кускового торфа ликвидированы как нерентабельные и бесперспективные; осуществляется замена дорогих и трудоемких способов добычи торфа па фрезерный с ликвидацией добычи кускового торфа; ликвидированы мелкие энергоустановки, котельные переводятся на сжигание фрезерного торфа.