Устройства данного типа находят все более широкое применение в народном хозяйстве. Имеется ряд серийных машин, которые обеспечивают принудительную выгрузку навалочных материалов из вагонов.
ВНИИТП, используя опыт других отраслей промышленности, разработал два проекта выгружателей. Один торфовыгружатель с оперативным запасом и другой с транзитной перегрузкой по типу выгружателя конструкции инж. Хабибулина.
Передвижной ковшовый выгружатель с оперативным складом рис. 11-7 состоит из одноконсольного козлового крана, вдоль фермы которого проходит горизонтальный ленточный конвейер с передвижным сбрасывателем. По ферме между опорами крана передвигается на специальной тележке ковшовый элеватор. Элеватор с помощью лебедки и системы блоков может подниматься и опускаться. Для перегрузки торфа параллельно подкрановым путям укладывается узкоколейный путь (внутри пролета крана) и ширококолейный путь (под консольной частью фермы). Груженый состав узкоколейных несаморазгружающихся вагонов ТПВ подается под поднятый ковшовый элеватор, который опускается в вагон и по мере передвижения вагона маневровой лебедкой или с помощью передвижения самого крана производит его разгрузку. Торф, выгружаемый из вагона, подается на горизонтальный ленточный конвейер и с него непосредственно в вагоны широкой колеи или, в случае отсутствия порожних ширококолейных вагонов, с помощью реверсивного движения конвейера передвижным сбрасывателем перегружается в караван. При отсутствии груженых узкоколейных вагонов торф в вагоны широкой колеи подается ковшовым элеватором прямо из каравана. Производительность перегрузочной установки при непосредственной перегрузке из вагона в вагон определена 400 м3/ч, Данное перегрузочное устройство имеет практически неограниченную емкость оперативного склада и позволяет на тех же подкрановых путях иметь две или более крановые установки, что резко увеличивает производительность всего перегрузочного пункта.
Стационарный ковшовый торфовыгружатель является более простым устройством без оперативного склада, не требует козловых кранов и предназначен для транзитной перегрузки торфа из несаморазгружающихся вагонов ТНВ в ширококолейные вагоны. Данная установка имеет производительность до 500 м3/ч.
Основными преимуществами торфовыгружателей является возможность комплексной механизации перегрузки машиной одного типа с применением простейших по конструкции несаморазгружающихся вагонов типа TНB.
Рис. 11-8. Башенный вагоноопрокнлыватель для торфа. 1 — контргруз; 2 —направляющие; 3 — пульт машиниста; 4 — очистная машина;
5 — гидравлический цилиндр; 6 — поворотный кран; 7—лебедка.
При транзитной перегрузке каждый торфовыгружатель практически заменяет две машины для выгрузки и погрузки торфа, например ТВК и перегружатель. При этом достигается значительная экономия электроэнергии, так как ковшовый элеватор, производя выгрузку, подает торф на отметку, превышающую высоту борта ширококолейного вагона.
Торфовыгружатели данного типа, как и машины ТВК, применим только для фрезерного торфа.
Вагоноопрокидыватели для узкоколейного транспорта торфа до сих пор не применялись. В настоящее время Днепропетровским конструкторским бюро разработан эскизный проект вагоноопрокидыватели для перегрузки торфа. В проектном задании Теплоэнергопроекта разработано два типа опрокидывателей — башенного и роторного типа.
Наибольший интерес представляет башенный вагоно-опрокидыватель рис. 11-8, который обеспечивает транзитную перегрузку торфа из вагонов TH В в ширококолейные вагоны. Схема работы опрокидывателя наглядно видна из чертежа. Учитывая примерзание фрезерного торфа к стенкам вагона, предусматривают специальное зачистное устройство, которое может очищать вагон в опрокинутом состоянии.