Содержание материала

ГЛАВА ВТОРАЯ
УСТРОЙСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ПУТЕЙ

2-1. КЛАССИФИКАЦИЯ УЗКОКОЛЕЙНЫХ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ

К узкоколейным железным дорогам всех видов тяги относятся дороги, ширина колеи которых менее 1 524 мм. Ширина железнодорожной колеи, т. е. расстояние между вертикальными плоскостями, касательными к внутренним граням головок рельсов на прямом участке пути, обычно применяется на торфопредприятиях стандартная и равна 750 мм.
Железнодорожные пути торфопредприятий делятся на постоянные и временные. Постоянные пути подразделяются на подъездные и внутримассивные и в зависимости от грузонапряженности в грузовом направлении делятся на три категории:
I категория — пути, грузонапряженность которых более 500 тыс. т. км/км в год или имеющие пассажирское Движение более 4 пар поездов в сутки;
II категория — пути, грузонапряженность которых составляет от 100 до 500 тыс. т. км/км в год;

III категория — пути, грузонапряженность которых составляет менее 100 тыс. т-км/км в год.
К внутримассивным постоянным путям относятся: магистральные или главные, по которым происходит основное движение поездов на территории торфопредприятий; поселковые, обслуживающие поселки торфопредприятий;
станционные: разъезды, обгонные пункты и прочие пути — на участки добычи, к подстанциям, балластным карьерам и т. п.
Постоянные пути имеют земляное полотно и верхнее строение, устройство которых рассматривается ниже.
Скорости движения поездов по постоянным путям допускаются в пределах конструкционной скорости локомотива.
Временные пути состоят из погрузочных и соединительных путей и имеют на торфопредприятиях широкое распространение. Погрузочные пути укладываются без земляного полотна непосредственно на торфозалежи.
Скорость движения поездов ограничивается 5— 10 км/ч, а нагрузка от оси подвижного состава на рельсы не более 4—5 т.

2. ЗЕМЛЯНОЕ ПОЛОТНО

Назначение земляного полотна

Постоянный железнодорожный путь состоит из нижнего строения: земляного полотна, искусственных сооружений (мосты, трубы и др.) и верхнего строения пути. Верхнее строение (рельсы, шпалы, балласт и т. д.) непосредственно воспринимает давление от подвижного состава и распределяет его по большей площади земляного полотна. Земляное полотно передает давление земной поверхности.
Таким образом, земляное полотно является фундаментом железнодорожного пути, а поверхность земли служит основанием. Земляное полотно состоит в основном из насыпей, выемок и нулевых мест (рис. 2-1).

Рис. 2-1. Схема насыпей, выемок и нулевых мест: 1 — насыпь; 2 —выемка; 3 — пулевое место; 4 — нагорная канава; 5 — кавальер; 6 — резерв.

В комплекс устройств земляного полотна входят укрепительные сооружения и защитные устройства, а также водоотводные и дренажные устройства. Земляное полотно является одним из главнейших элементов железнодорожного  пути.

Профиль и план железнодорожного пути

В плане железнодорожный путь состоит из прямых и кривых участков, сопряженных между собой. Закругления устраиваются по круговой кривой с радиусом от 100 до 1 000 мм и более. В особо сложных топографических условиях, а также в трудных местах при подходах к населенным пунктам, станциям и т. п. применяются кривые и меньших радиусов, но но менее:
при паровозах серии № 157, Гр и т. п..  75 м при тепловозах, электровозах и паровозах
№ 159, ПТ-4, ВП-1, К     60 м
при мотовозах с малой базой     30 м

 На продольном профиле, представляющем вертикальный продольный разрез по оси земляного полотна (рис. 2-2), показаны линия земной поверхности, бровка земляного полотна, план и уклоны пути и все сооружения на пути в условном изображении. Продольный профиль является основным документом железнодорожного пути.

Рис. 2-2. Продольный профиль железнодорожного пути.

Уклон железнодорожной линии измеряется тангенсом угла наклона продольной оси на данном участке к горизонту, т. е. отношение разности высот конечной и начальной точек уклона к расстоянию между этими точками.
Величина уклона обозначается десятичной дробью или числом тысячных долей возвышения на единицу длины. Например, пятитысячный уклон обозначается i=0,005, или i=5%.
Наибольший возможный для данной линии подъем, по которому определяется вес поезда при расчетной минимальной скорости, называется руководящим. При этом на прямых участках пути действительный уклон может совпадать с руководящим. На кривых участках действительный подъем делается меньше руководящего, так как наличие кривой вызывает дополнительное сопротивление движению поезда.
Величина руководящего уклона для путей на прямой не должна быть более 0,030. Планом, продольным профилем и поперечными профилями определяется внешний вид земляного полотна. Длина элементов профиля (уклонов) должна быть возможно большей.
В выемках продольный профиль должен иметь уклон нс менее 0,002 в целях обеспечения отвода воды.
Смежные элементы продольного профиля в вертикальной плоскости сопрягаются кривой радиусом не менее 2 000 м.