Содержание материала

Железнодорожный транспорт широкой колеи

Железнодорожный транспорт широкой колеи до сего времени не имеет распространения для вывозки торфа непосредственно с полей торфопредприятий ввиду трудности применения его при существующих способах уборки торфа.
Частое расположение караванов торфа заставляет применять временные погрузочные пути, укладываемые без земляного полотна, непосредственно на торфяную залежь.
Укладывать временные погрузочные пути широкой колеи без земляного полотна на слабый торфяной грунт затруднено ввиду большого давления от подвижного состава широкой колеи. Вес рельсового звена нормальной колен из рельсов Р-38 составляет около 2,5 т, а вес рельсового звена узкой колеи из рельсов Р-18 составляет 0,5 т, т. е. в 5 раз меньше. В связи с этим затраты по перекладке временных узкоколейных путей меньше по сравнению с перекладкой путей нормальной колеи.
Устройство путей широкой колеи на торфяной залежи требует больших капиталовложений.
Там, где торф должен поступать с торфопредприятий на проходящую «вблизи железную дорогу общего пользования и далее по ней к потребителю, может иногда применяться железнодорожный транспорт широкой колеи, В этом случае торф доставляется без перегрузки. В настоящее время по широкой колее осуществляется вывозка кускового торфа непосредственно с полей торфопредприятий Шингоринское на Саранскую ТЭЦ.
Обычно торф с торфопредприятий подвозится к широкой колее другим видом транспорта, где перегружается в вагоны широкой колеи. Объем этих перевозок достигает 40%. от всего добываемого торфа.
Железнодорожный транспорт узкой колеи
Железнодорожный транспорт узкой колеи является самым распространенным видом транспорта на торфопредприятиях не только для торфа, но и для перевозок пней, оборудования, стройматериалов, продуктов питания и людей.
При данном виде транспорта давление на земляное полотно от подвижного состава меньше по сравнению с нормальной колеей, поэтому торфяное основание выдерживает его при относительно небольших строительных затратах на земляное полотно и верхнее строение.
Удельный вес перевозок торфа по узкоколейным железным дорогам составляет в настоящее время 90%.
Транспорт торфа при этом осуществляется по двум принципиальным схемам (рис. 1-2).
Первая схема — доставка торфа непосредственно в разгрузочное устройство потребителя в вагонах узкой колеи без промежуточной перегрузки.
Вторая схема — доставка торфа к перегрузочной станции в вагонах узкой колеи с последующей перегрузкой в вагоны широкой колеи и дальнейшим транспортированием по широкой колее.

Схема железнодорожного транспорта торфа
Рис. 1-2. Схема железнодорожного транспорта торфа.
а — железная дорога узкой колеи до потребителя; б — железная дорога узкой колеи до перегрузочной станции и далее железная дорога нормальной колеи: 1 — территория торфопредприятий, 2 — караваны торфа, 3 — поселок предприятия, 4 — подъездной путь узкой колеи; 5 — разгрузочное устройство потребителя; 6 — потребитель; 7 — подъездной путь нормальной колеи торфопредприятий; 8 — пути нормальной колеи МПС; 9 — подъездной путь нормальной колеи потребителя.

Безрельсовый транспорт

Автомобильный транспорт применяется при небольших размерах перевозок и при наличии автодорог, связывающих торфопредприятие с потребителями.
При снабжении большого количества мелких потребителей, расположенных в городе, доставка торфа автотранспортом непосредственно с торфопредприятий является наиболее выгодным способом. На торфомассиве для автомобилей устраиваются лежневые дороги, по которым вывозка торфа производится круглый год. При вывозке в зимнее время лежневые дороги не устраиваются. Наиболее эффективна доставка торфа автопоездами с применением автомобилей и прицепов большой емкости.
Водный транспорт.
Водный транспорт для перевозки торфа используется при наличии водного пути, связывающего торфопредприятие  потребителем, причем на торфопредприятий всегда приходится иметь и другой вид транспорта для доставки торфа к пристани.

Существенным недостатком водного транспорта является сезонность вывозки, так как весь торф приходится вывозить в период навигации и хранить его у потребителя на большой площади. Перегрузка торфа с одного вида транспорта нa другой и прохождение его через склад увеличивает себестоимость торфа.
Применение большегрузных контейнеров в этом случае снижает транспортные расходы.

Подвесные канатные дороги

Подвесные дороги применяются на любых расстояниях при наличии между торфопредприятием и потребителем торфа препятствий в виде, например, поселка, большой реки, железной дороги нормальной колеи.
Торф в этом случае с торфопредприятий транспортируется по узкой колее, а затем перегружается на подвесную дорогу. Преимущество подвесных дорог заключается в возможности непосредственной подачи торфа в бункера установок, потребляющих торф. Это уменьшает размер капитальных затрат на сооружение дорогостоящих топливоподач.
Вывозка торфа по подвесной дороге непосредственно от караванов торфопредприятий к потребителям не производится.
Основной недостаток подвесных дорог — необходимость иметь другой вид транспорта для перевозок людей, оборудования и других материалов, необходимых торфопредприятий.
Сферы применения различных видов транспорта
Выше указаны наиболее благоприятные условия применения того или иного вида транспорта.
Опыт работы действующих торфопредприятий показывает, что наиболее высокая себестоимость транспорта торфа имеет место при наличии двух и трех видов транспорта, участвующих в доставке торфа потребителю.
Из рассмотренных видов транспорта главнейшими, наиболее распространенными являются железнодорожный узкой колеи и автомобильный, причем в обоих случаях торф доставляется или непосредственно потребителю, или с участием широкой колеи с промежуточной перегрузкой. Основными и решающими показателями для выбора того или иного вида транспорта являются размер вывозки торфа (грузооборот), дальность транспортирования торфа и наличие существующих железных и автомобильных дорог. Окончательный выбор вида транспорта производится на основании технико-экономических расчетов и сравнения различных вариантов. Оптимальный вариант должен удовлетворять требованиям минимальных капитальных и эксплуатационных затрат.
На основании выполненного ряда проектов сферы применения указанных схем транспорта выявились в следующем виде.
Железнодорожный транспорт узкой колеи целесообразно применять без перегрузки при грузооборотах от 50 тыс. т до 2 500 тыс. т и дальности транспортирования от 5 до 100 км. При автомобильном транспорте на вывозке торфа должны быть использованы большегрузные автомобили и прицепы и он всегда выгоден при относительно малых и средних грузооборотах и наличии вблизи существующих автомобильных дорог, связывающих торфопредприятие с потребителями. Наиболее широкое применение автотранспорт должен получить при вывозке удобрений и подстилки на поля колхозов и совхозов, прилегающих к торфопредприятиям. При расстоянии до 40 км вывозка удобрений должна осуществляться автотранспортом. Использование водного транспорта и подвесных канатных дорог носит сугубо местный и индивидуальный характер.
Перегрузка торфа на железнодорожный транспорт нормальной колеи может быть рекомендована лишь при наличии существующей вблизи от торфопредприятий железной дороги и значительном удалении потребителя от торфопредприятий. Транспортная схема с перегрузкой торфа на железную дорогу широкой колеи или водный транспорт в каждом случае должны иметь соответствующее технико-экономическое обоснование.