Содержание материала

Погрузочной точкой называется механизированный погрузочный пункт, который производит погрузку торфа из полевых складочных единиц в торфовозные составы.
Погрузочная точка в зависимости от графика погрузочно-транспортных работ может иметь одну или две погрузочные машины.
Каждой погрузочной точке придаются наряду с погрузочными машинами вспомогательное оборудование и машины. Для перекладки погрузочных путей к погрузочной точке прикрепляется путепереукладчик, а также необходимое инвентарное количество звеньев узкоколейного пути, стрелочные переводы и подкладочный материал.
Для маневровой работы за погрузочной точкой может закрепляться специальный локомотив или трактор. В зимний период времени на точке работает снегоочиститель, а также машина для снятия снежного покрова и мерзлого слоя с откосов складочных единиц.
Каждая погрузочная точка должна иметь вагон для бригады, оборудованный телефоном или другим видом связи.
Количество погрузочных точек на предприятии определяется по расчету в соответствии с планом вывоза торфа.
От правильной организации работы погрузочной точки зависит производительность и эффективность использования всех механизмов и машин, приданных погрузочной точке, а также время оборота вагонов и локомотивов.
Большое значение имеет своевременное и качественное выполнение всех подготовительных работ, необходимых для производства непосредственно погрузочных операций. К подготовительным работам для укладки пути относятся: разбивка трассы укладываемого пути, очистка трассы от торфа, пней, а в зимний период и от снега, планировка трассы, устройство мостов через открытую осушительную сеть. Если укладка стрелочных переводов не производится путеперекладчиком, то к подготовительным работам относится также и заблаговременная врезка стрелочного перевода.
Особое внимание необходимо уделить подготовительным работам до наступления зимы. Опыт лучших торфопредприятий и транспортных хозяйств показывает, что своевременная подготовка трасс до начала заморозков очень резко сокращает затраты труда и дает возможность успешно применять механизмы, чем достигается значительный экономический эффект. Неподготовка трасс к зимнему периоду приводит не только к резкому увеличению трудоемкости и стоимости подготовительных работ, но, в свою очередь, увеличивает непроизводительные простои путеперекладчика, приводит к снижению качества укладываемых путей, что нередко вызывает сходы и аварии подвижного состава.
Своевременная планировка трасс, а также многолетняя повторяемость их и сохранение подготовленных мест переходов через осушительную сеть является одним из условий бесперебойной работы всей погрузочной точки.
Для механизации подготовительных работ используются специальные планировщики, которые легко сделать силами мастерских предприятий, бульдозера, а в зимний период для очистки трасс от снега наиболее целесообразно применять шнекороторный снегоочиститель РСТ конструкции ВНИИТП.
К подготовительным работам на точке погрузки относятся также устройство специальных переездов для перехода погрузочных машин через железнодорожные пути и мостов для перехода через валовые и коллекторные каналы.
В зимний период к этим работам добавляется работа по очистке складочных единиц от снега и мерзлого слоя, а также в случае необходимости очистка от снега трасс для перехода погрузочных машин с одной линии складочных единиц на другую.
Серьезное внимание уделяется организации связи между точкой погрузки и диспетчером транспорта.
К подготовительным работам следует отнести и своевременное установление на полях складочных единиц, торф из которых не должен грузиться в вагоны.
В зимний период снегоочистители РСТ целесообразно использовать не только на очистке трасс погрузочных путей, но и на уборке снега у оснований складочных единиц; в этом случае снегоочиститель может работать по
кольцевой схеме, очищая последовательно по частям прикараванные полосы.
Очистку прикараванных полос можно производить при условии, если расстояние от бровок каналов или заградительных валиков до основания складочной единицы не менее 3 м, что обеспечивает проход снегоочистителя.
При работе снегоочистителя РСТ снег выбрасывается в сторону от линии складочных единиц.
При очистке трасс между линиями штабелей снег выбрасывается через штабеля одной из линий. При этом часть снега может остаться на откосах штабелей.
В этом случае очистку самих штабелей от снега производят после прохода снегоочистителя между линиями складочных единиц.
Работа снегоочистителя РСТ на погрузочной точке производится по схемам, приводимым на рис. 10-4.

а — работа снегоочистителя на очистке трасс при укладке для вывозки фрезерного торфа, убранного машинами ФПУ или УПФ-6 

Все основные работы по очистке от снега не только трасс, но и прикараванных полос производятся, как видно из схем, у линии складочных единиц, торф из которых только намечается к погрузке и вдоль которых еще не уложены погрузочные пути.
Очистку откосов караванов фрезерного торфа целесообразно производить непосредственно перед погрузкой торфа из данного каравана с некоторым опережением по времени.
Для этой цели можно использовать экскаватор, оборудованный специальным щитом, или снимать снег с помощью погрузочного крана, в этом случае лучше работать с двухчелюстным грейфером.
Использование погрузочного крана на снятии мерзлого слоя в зимний период, как наиболее напряженный для вывоза торфа, нежелательно ввиду резкого снижения производительности крана на его основной операции — погрузке. 

б - работа для вывозки фрезерного торфа, убранного машинами БПФ или УМПФ.

Филиал ВНИИТП на базе ходовой части окараванивающей машины ОФ-5 разработал проект сменного рабочего оборудования СМК (рис. 10-5) для снятия снега и мерзлого слоя с откосов караванов фрезерного торфа.
Рабочим аппаратом для удаления снега и мерзлоты является роторный снегоочиститель. Для фрезерования мерзлого слоя имеется специальная фреза. Фреза и роторный снегоочиститель монтируются на тележке, которая передвигается по специальной стреле при помощи канатов реверсивной лебедки.

Максимальная глубина фрезерования . . .    600 мм
Максимальная толщина снимаемого слоя снега         1 000 мм
Производительность за восьмичасовую
смену:
на фрезеровании мерзлоты         300—500 м
на снятии снега .. 600 м

Перед началом работы СМК прикараванная полоса должна быть очищена от снега снегоочистителем РСТ.
Очистка откосов от снега и мерзлого слоя производится за два прохода машины вокруг каравана. При первом проходе удаляется снег и фрезеруется, мерзлота; вторым проходом сбрасывается сфрезерованная мерзлота.
Одним из основных условий бесперебойной работы погрузочной точки является своевременная укладка временных путей вдоль линии складочных единиц, из которых намечается вывозить торф. Для механизированной укладки и разборки временных погрузочных путей используется путеперекладчик ППР. В зависимости от темпа перекладки за одной или двумя точками закрепляется один путепереукладчик.
Для правильного использования ППР необходимо подсчитать производительность в конкретных условиях его работы.
Для своевременного обеспечения погрузочной точки уложенными путями необходимо, чтобы инвентарное количество звеньев пути превышало фактическую длину одного погрузочного пути.


Рис. 10-5 Машина СМК.

Потребное количество звеньев пути зависит от схемы (тупиковой или кольцевой) вывоза, длины погрузочного пути, а так же от количества погрузочных машин, работающих на одной погрузочной точке, и от общего времени вывоза торфа со всей линии складочных  единиц — срока эксплуатации одного погрузочного пути. Для обеспечения бесперебойной работы при тупиковой схеме вывоза необходимо инвентарное количество звеньев пути, равное двойной длине погрузочного тупика, и дополнительный отрезок пути с кривой.
При кольцевой схеме вывоза необходимо иметь инвентарное количество звеньев пути, равное двойной длине погрузочного пути. В обеих схемах погрузка производится на одном пути, а второй путь перекладывается путеперекладчиком к новой линии складочных единиц.
При длительной работе на одном погрузочном пути и значительной его длине (более 1.5 км) можно организовать работу при инвентарном количестве звеньев, равном длине одного тупика и дополнительного отрезка пути с кривой.
В этом случае путеперекладчик необходимо периодически пропускать для укладки и разборки на рабочий путь, что вызывает излишние простои погрузочных машин и путеперекладчика и усложняет маневровую работу.
На производительность путеперекладчика, наряду с необходимым инвентарным количеством звеньев пути, оказывает влияние длина перекладываемого пути, а также расстояние между линиями складочных единиц — шаг «перекладки.
Учитывая, что основной объем работ по перекладке приходится на долю погрузочных путей с небольшим сроком эксплуатации, наибольшее распространение имеет схема работы при наличии двух погрузочных путей — одного рабочего и другого перекладываемого (рис. 10-6).
Производительность путеперекладчиков и эффективность их использования может быть значительно повышена как за счет совершенства производства основных операций — звеньевой укладки и разборки пути, так и внедрения полуавтоматических стыковых скреплений, механизации перекладки съемных мостов и блочных стрелочных переводов и своевременной подачи подкладочного материала.
При работе на одном торфопредприятий одновременно нескольких кранов целесообразно организовывать погрузочные точки с двумя кранами.

При наличии на погрузочной точке одного или двух рядов складочных единиц погрузочный кран осуществляет работу, как указано на схемах, приведенных на рис. 10-7, при электролинии, проходящей через середину погрузочного пути; энергоснабжение крана осуществляется с одной подстанции с минимальной затратой рабочей силы на переноску кабеля. 

При расположении электролинии в начале и конце погрузочного пути энергоснабжение крана производится с двух подстанций. Это значительно увеличивает объем работ с кабелем.
В случае, если погрузочный путь по середине пересекается валовым каналом, то в целях уменьшения количества переходов погрузочного крана через канал целесообразно организовать движение крана по схеме на рис. 10-7,в, в этом случае сокращается вдвое количество переходов.
При наличии на одной погрузочной точке двух погрузочных кранов схема работы их приведена на рис. 10-8. При этом каждый кран должен иметь фронт работ, достаточный для расстановки состава вагонов.
Погрузочные краны при проходе по дренированным полям разрушают дрены и выводят их из строя. В целях меньшего разрушения дрен необходимо стремиться к тому, чтобы ось прохода крана совпадала с серединой расстояния между соседними дренами, а также доводить до минимума число проходов и разворотов крана, избегать излишних движений крана.
Вывоз торфа с дренированных полей целесообразно планировать на зимний период, когда мерзлый слой достигает толщины, обеспечивающей сохранность дрен.

Рис. 10-8. Схема работы двух кранов ПК. а — с одной подстанцией; б —с двумя подстанциями.

Транспортировка погрузочного крана на значительное расстояние (с одной погрузочной точки на другую) производится по узкоколейному железнодорожному пути на платформе-транспортере как негабаритного груза, с ограничением скорости движения.
От правильной организации маневровой работы зависит производительность всей погрузочной точки и использование рабочего времени погрузочных машин.
Маневровая работа на точке погрузки делится на два вида: по подаче и уборке составов на погрузочный    путь и с него, и маневровую работу в зоне погрузочной машины.
Подача порожняка «и выводка груженых вагонов производится, как правило, поездным локомотивом. В случае невозможности пропуска поездного локомотива на погрузочным путь расстановка порожняка и выводка груженых вагонов производится маневровой единицей приданной погрузочной точке.
Маневровую работу в зоне погрузочной машины наиболее целесообразно производить лебедкой, установленной на машине.
Механизация путеперекладочных работ позволила резко улучшить качество временных погрузочных путей. Это обеспечило заход поездного локомотива на погрузочный путь, что при наличии лебедки для подтягивания вагонов дает возможность снять с погрузочной точки маневровый локомотив.
При тупиковой схеме путей необходимо наличие временного разъезда на постоянном или временном соединительном пути. В этом случае операции с обоими составами производятся следующим образом: локомотив оставляет состав порожних вагонов на разъезде и следует на погрузочный путь за груженым составом. Груженый состав оставляется на разъезде и локомотив вагонами вперед подает порожний состав под погрузку. После расстановки состава локомотив следует на разъезд и заходит в голову груженого состава, обходя последний по свободному пути.
При кольцевой (сквозной) схеме путей работа по обмену составов значительно упрощается и не требует временного разъезда. Локомотив, следуя в голове порожнего состава, заходит с ним на погрузочный путь и устанавливает состав под погрузку. Груженый состав локомотивом осаживается вагонами вперед за вторую стрелку и выводится на постоянный или временный соединительный путь для следования по назначению.
Время на обмен составов при кольцевой схеме значительно меньше, чем при тупиковой, однако кольцевая схема возможна только в некоторых условиях; она значительно усложняет механизированную перекладку путей и увеличивает ее объем.
При наличии поездных локомотивов с нагрузками от осей, недопустимыми для обращения по погрузочным путям, в качестве маневровой единицы используется мотовоз, трактор или электротрактор.
Основным недостатком мотовозов является небольшое тяговое усилие, что требует значительного увеличения и усложнения маневров по обмену составов.
К достоинствам мотовозов можно отнести подачу груженых вагонов за пределы погрузочных путей и взятие порожняка, что уменьшает время нахождения поездного локомотива на точке погрузки и дает возможность ускорить оборот вагонов.
К недостаткам тракторов на маневровой работе следует отнести разрушение поверхностей полей, боксование, особенно осенью и зимой, невозможность торможения состава и др. К достоинствам относятся большее тяговое усилие по сравнению с мотовозами, а для электротракторов надежность в работе, особенно в зимний период, пожарная безопасность при работе на полях фрезерного торфа.
Погрузочная точка располагает комплексом машин и механизмов для вспомогательных путеперекладочных и погрузочных работ, маневровыми средствами, поэтому производительность точки по погрузке — основной операции — зависит не только от правильной организации работы на самой погрузочной точке, но и от увязки всего транспортного процесса, включая и разгрузку-перегрузку. Несвоевременная подача порожних составов, срыв графика движения приводят к увеличению простоя погрузочных машин, к снижению КИРВ. Ряд машин, таких как снегоочиститель РСТ, путеперекладчик ППР, могут обслуживать две-три точки, поэтому необходима оперативная увязка работы этих машин.
Как показывают технико-экономические сравнения при кранах типа ПК, экономически целесообразна погрузочная точка с двумя кранами. В этом случае хотя КИРВ кранов несколько ниже, чем при точке с одним краном, однако резко (почти вдвое) уменьшается время погрузки одного состава, что существенно сказывается на обороте вагонов и локомотивов. В среднем двухкрановая точка высвобождает парк вагонов на один состав и позволяет сократить обслуживающий персонал.