Содержание материала

Мотовозы имеют широкое применение на подсобных транспортных работах, для перевозок хозяйственных, строительных, путеукладочных и других грузов, а также на маневровых работах при погрузке торфа.
На торфопредприятиях, имеющих небольшой масштаб добычи и вывозки и малую дальность транспортирования при хорошем профиле пути, мотовозы используются и на вывозке торфа.
Мотовоз состоит из следующих основных частей: двигателя внутреннего сгорания, движущего механизма и экипажа.
Обычно на мотовозах установлены автомобильные или тракторные двигатели — карбюраторные или дизельные.
В настоящее время серийным мотовозом является мотовоз марки МУЗ-4-Д, где двигатель принят дизельный марки Д-54, четырехтактный, бескомпрессорный, с воспламенением от сжатия мощностью 54 л. с., с числом оборотов в 1 мин при полной мощности 1 300.
Пуск двигателя в ход осуществляется специальным пусковым двигателем карбюраторного типа мощностью 10 л. с. Система охлаждения водяная с принудительной циркуляцией.
К движущему механизму относятся фрикционная муфта, коробка передач (скоростей), коробка реверса, карданная передача, коробка конической передачи и цепная передача. Всей системой передач осуществляется передача усилия от вала двигателя на ось колесных пар.
Экипаж мотовоза состоит из рамы, букс, колесных пар, рессор и упряжи. На рис. 6-9 показан общий вид мотовоза марки МУЗ-4-Д.
Мотовоз имеет две тележки. Вес мотовоза в рабочем состоящий 8,4 т, а с загруженным кузовом — 9,4 т. Нагрузка на ось с загруженным кузовом составляет у передней тележки 2,1 т и у задней — 2,6 т. Длина мотовоза 6,81 м. Наименьший радиус проходимых кривых 25 м.
Мотовоз
Рис. 6-9. Мотовоз МУЗ-4Д.
1 — двигатель; 2 — передаточная коробка; 3 — тележка; 4 — управление.
Скорости передвижения мотовоза при 1 300 об/мин и соответствующее им тяговое усилие на ободе колес составляют: при переднем ходе 10—22 км/ч тяговое усилие— 1 120—528 кг, при заднем ходе 6,7 км/ч тяговое усилие — 1 700 кг.
Топливо — дизельное по ГОСТ 4749-42. Расход топлива 220 граммов на 1 л. с. ч.
Более мощным мотовозом является мотовоз марки ДМ-2 (рис. 6-10).
На мотовозе установлен дизельный двигатель ЯАЗ-м204А мощностью 120 л. с. и имеет скорости передвижения от 5,3 км/ч на 1-й передаче до 45,7 км/ч на 6-й передаче.


Рис. 6-10. Мотовоз ДМ-2.
1 — рама; 2 — двигатель; 3 — тележка; 4 — реверс; 5 — тормоз; 6 — фара; 7 — кабина; 8 — упряжь; 9 — песочница; 10 — карданный вал; 11 — приборы.

Вес мотовоза 11,4 т, длина 7,36 м.
Диаметр колес 600 мм. Радиус кривых минимальный 30 м.

Автодрезины и автомотрисы

Пассажирская моторная дрезина типа ПД предназначена для служебных разъездов административного и технического персонала торфопредприятий и транспортных управлений в пределах расположения железнодорожных путей.
Дрезина имеет бензиновый четырехтактный двигатель типа ГАЗ-MM мощностью 50 л. с., коробку передач, карданный вал и цепную передачу. Из трех осей две последние являются ведущими.
Установленная реверсивная коробка обеспечивает задний ход дрезины со скоростями, равными переднему ходу. Дрезина снабжена рычажным односторонним тормозом колодочного типа с ножным и ручным управлением.
Для поворота дрезины производится ее подъем при помощи гидравлического подъемника. В кузове дрезины размещены три мягких дивана на три сидячих места каждый. Кузов цельнометаллический с теплоизоляционной обшивкой. Отопление кузова осуществляется теплым воздухом, идущим от радиатора через приемники трубопровода. Подача воздуха принудительная за счет вентилятора радиатора. Освещение дрезины электрическое, напряжением 6 в.
Эксплуатационные скорости движения при 1800 об/мин двигателя составляют от 6 до 40,5 км/ч. Вес дрезины 2,8 т.
Для перевозки отдельных деталей, оборудования и прочих грузов весом до 5 г, необходимых в период эксплуатации для ремонта технологических машин, используются грузовые дрезины. Грузовая моторная дрезина модели ГМД является самодвижущимся вагоном с открытой рабочей платформой размером 2,9x1,78 На дрезине установлен двигатель—М-20 мощностью 50 л. с., коробка передач, карданный вал с цепной передачей на вторую ось. Дрезина имеет три оси, из них две задние ведущие.
Максимальная конструкционная скорость 60 км/ч. 

Тормоз односторонний, колодочный, с ручным и педальным приводом, грузоподъемность дрезины 5 т. Вес в рабочем состоянии 3,9 т, длина 5,65 м.
Кроме перечисленных выше серийных типов дрезин заводского изготовления, на ряде торфопредприятий имеются самодельные дрезины.
Для перевозки больных и медперсонала выпускаются санитарные дрезины, а для доставки пожарной команды пожарные дрезины.
При небольших размерах пассажирского движения перевозка рабочих может осуществляться автомотрисами, т. е. самоходными отдельными вагонами (рис. 6-11) или группой из двух- трех вагонов.
В 1960 г. Шатурским транспортным управлением изготовлена трехвагонная автомотриса на 106 мест. Автомотрисой управляет 1 чел. и по сравнению с паровозной тягой дает большой экономический эффект и по данным Шатурского транспортного управления ежегодная экономия составляет 10 тыс. руб.

Автомотриса
Рис. 6-11. Автомотриса.