Погрузочные краны используются на торфопредприятиях в основном на погрузке торфа из полевых складочных единиц — караванов — в вагоны узкой колеи. От бесперебойной работы крана, особенно в зимний период, в значительной степени зависит своевременное снабжение торфом электростанций и других потребителей.
При погрузке торфа краном передвижение вагонов, как правило, производится с помощью маневровой лебедки, установленной на кране. В отдельных случаях передвижение вагонов осуществляется маневровыми единицами — мотовозом, трактором.
Наличие маневровых устройств на точке погрузки дает возможность производить погрузку в вагоны, передвигая их относительно крана, что резко повышает производительность крана.
Кран располагается в торце складочной единицы, грейфером забирает торф и грузит его в узкоколейные вагоны; по мере загрузки вагоны передвигаются маневровым устройством. Погрузочный кран после забора торфа со всего сечения складочной единицы периодически передвигается, не меняя оси своего движения.
При погрузке торфа из каравана большого сечения погрузочный кран для погрузки торфа из всего сечения может периодически изменять свое расположение относительно оси погрузочного пути. При заборе торфа из предельно возможного расстояния, когда угол поворота крана составит 180°, расстояние между осями крана и погрузочного пути будет равно вылету стрелы.
Опыт работы показывает, что расстояние между осями крана и погрузочного пути целесообразно выдерживать 7—9 м.
Производительность погрузочного крана зависит от емкости грейфера, коэффициента наполнении грейфера и продолжительности рабочего цикла. С увеличением емкости грейфера и его коэффициента наполнения производительность крана возрастает. Емкость грейфера зависит от конструкции грейфера и грузоподъемности крана. Коэффициент наполнения грейфера зависит также от конструкции грейфера, свойств погружаемого торфа и от умения крановщика правильно производить захват торфа грейфером.
Время рабочего цикла зависит от технической характеристики крана и грейфера, условий эксплуатации крана и от опыта крановщика. Лучшие крановщики доводят время цикла до 30 сек.
Однако нельзя стремиться только к сокращению времени рабочего цикла, необходимо иметь в виду, что быстрый и резкий поворот крана и бросок грейфера может привести к неправильному положению грейфера и уменьшить количество захваченного им торфа. Включение механизма поворота крана в момент, когда не весь торф высыпался в вагон, ведет к излишним потерям торфа и требует дополнительной затраты труда на подбор и уборку торфа у погрузочных путей. Сокращать время рабочего цикла необходимо путем совмещения операций подъема-опускания грейфера с поворотом крана.
Чистую часовую производительность крана можно определить по формуле
где V — емкость грейфера, м3;
k — коэффициент наполнения грейфера;
Т — время рабочего цикла, сек.
Из этих величин постоянной является для заданного грейфера только его емкость. Остальные величины переменные и для расчета производительности применяются их приближенные средние значения.
Средние значения коэффициента наполнения грейфера и времени рабочего цикла с достаточной для практики точностью подсчитываются путем замера времени загрузки одного вагона и количества выгруженных грейферов в этот вагон. Лучшие результаты даст проведение аналогичных замеров для группы вагонов или всего состава. Однако в этом случае необходимо уже учитывать время на дополнительные операции, связанные с передвижкой вагона и крана.
Значительно сложнее подсчитывать производительность в весовых единицах — тоннах. Насыпной вес торфа в складочной единице более высокий, чем в самом грейфере или в вагоне. Грейфер, захватывая торф, его разрыхляет, в вагоне происходит обратное явление — торф несколько уплотняется. Поэтому для определения производительности крана в тоннах целесообразно подсчитывать не чистую часовую, а валовую сменную производительность.
В течение рабочей смены производятся не только рабочие операции по погрузке, но часть времени затрачивается на другие операции и вынужденные простои, которые слагаются:
- из времени на передвижение крана как в процессе движения крана в рабочей зоне, так и при переездах крана от одной складочной единицы к другой;
- из потерь времени в связи со сменой составов, зависящих от организации маневровой работы;
- из затрат рабочего времени на прием и сдачу смены и планово-предупредительные ремонты.
Валовым рабочим временем крана называется время, слагающееся из времени чистой работы крана при совершении рабочих операций, и времени, затрачиваемого на простои.
Отношение чистого рабочего времени ко всему валовому рабочему за определенный отрезок (например, смену), называется коэффициентом использования рабочего времени— КИРВ. Чем больше КИРВ, тем выше производительность погрузочного крана.
Повышение валовой сменной производительности погрузочного крана дает возможность снизить себестоимость погрузки торфа, уменьшить время оборота подвижного состава, лучше использовать оборудование. Повышение производительности в значительной степени зависит от опыта крановщика и правильной организации работы всей погрузочной точки.