Содержание материала

Требования, предъявляемые к схемам железнодорожных путей

В плане торфоучастки состоят из ряда прямоугольников, образованных осушительной сетью, — магистральными, валовыми и картавыми канавами. Прямоугольник, образованный с двух сторон картовыми канавами, называется картой.
Каждую технологическую операцию производят на производственных участках, последовательно переходя с одной карты на другую.
Уборка торфа производится в караваны, которые располагаются по отношению к осушительной сети, как правило, параллельно или перпендикулярно ей.
Схема путей торфопрсдприятий должна обеспечить удобную транспортную связь между: 1) караванами и приемными пунктами потребителя, 2) поселками и производственными участками, 3) балластным карьером и сетью путей.
Транспортная связь от караванов торфа с выходом его к потребителю представляет основу схемы путей, а остальные пути играют подчиненную роль.
Расположение путей должно наилучшим образом обслуживать перечисленные выше связи, обеспечивая наибольшие эксплуатационные удобства в работе при минимальном количестве путей. При этом должна быть обеспечена вывозка торфа по поточной системе, чтобы отсутствовали непроизводительные перебеги поездов. Схема путей должна быть увязана с производственными процессами добычи, сушки и уборки торфа.
Схема путей должна строиться таким образом, чтобы длина каждого погрузочного пути обслуживала один или два ряда караванов на протяжении, как правило, 1 км, но не более 1,5 км. Таким образом, при параллельном расположении постоянных путей последние  должны находиться между собой на расстоянии нормально 2 км и не должно превышать 3 км.
Вышеуказанное положение было установлено на основе выполненной Гипроторфом работы.
Из работы следует, что при длине погрузочных путей 1 км требуются несколько повышенные капиталовложения в железнодорожный транспорт, зато при длине 1,5 км увеличиваются пробеги по путям и ухудшается использование подвижного состава, т. е. повышается себестоимость перевозки.
В связи с тем что капиталовложения увеличиваются незначительно, рекомендуется длина погрузочного пути как оптимальная 1 км, а следовательно, расстояния между постоянными путями 2 км.
Наличие на торфоучастках ряда осушительных канав, противопожарной и промводоснабжения сетей требуют при укладке путей на пересечениях сооружения мостов и труб.
Рациональная схема путей должна иметь минимальное количество таких пересечений.

Типовые схемы постоянных путей

Основные схемы постоянных путей — тупиковая, кольцевая и комбинированная (рис. 2-25). Тупиковая схема состоит из одного или нескольких магистральных путей, от которых отходят тупиковые пути. Магистральные пути укладываются или посередине отдельных участков при больших размерах последних, или по границе при узких участках. В первом случае тупиковые пути располагаются по обе стороны магистрального пути, а во втором случае—в одну. Кольцевая схема путей состоит из ряда путей, соединенных в общую систему, где каждая пара путей представляет кольцо. Пути при кольцевой схеме укладываются по границам технологических участков. Комбинированная схема путей представляет сочетание тупиковой и кольцевой схем.
Применение той или иной схемы пути зависит от конфигурации производственных участков и размеров движения.


Рис. 2-25. Схемы постоянных путей. а — тупиковая; б — кольцевая.

Кольцевая схема обеспечивает большую пропускную способность путей, повышает коэффициент использования погрузочных машин и создает большую маневренность. Недостатком ее является несколько большая протяженность путей «по сравнению с тупиковой схемой.
На крупных торфопредприятиях с большим движением применяются кольцевые и комбинированные схемы постоянных путей.