Содержание материала

На путях торфопредприятий при пересечении каналов, естественных логов, ручьев, рек, трубопроводов и т. п. устраиваются лотки, мосты и трубы, а в некоторых случаях и дюкеры. При пересечении автострад, железных дорог МПС устраиваются путепроводы.
Материалом для сооружений служат: дерево, металл, камень и железобетон.
Размеры отверстий водопропускных сооружений на подъездных путях определяются по расчетному расходу воды, определяемому с вероятностью его превышения для постоянных сооружений один раз в 50 лет, для временных — один раз в 25 лет. Размеры мостов на внутримассивных путях устанавливаются соответственно сечению каналов, принятых для осушения и др. целей.

Лотки. Деревянные лотки имели широкое распространение на подъездных путях благодаря простоте изготовления и возможности использования мелкосортаментной древесины. Лотки применяются при пересечении канав и сухих логов при высоте насыпи не более 3 м, с отверстием в свету 1,0; 2,0; 2,5; 2 X 2,0; 2 X 2,50 м.
При наличии скальных или сухих плотных грунтов лотки сооружаются на лежнях, а в остальных случаях применяются свайные лотки, требующие меньшего расхода древесины. Материалом для лотков служат сосна, ель, пихта и лиственница.
Деревянный лоток на каждый 1 отверстия при замощении дна и расчетной скорости воды в нем 2,5 м/сек может пропустить 1,43 м/сек. В последние годы на подъездных путях широко применяются сборные железобетонные лотки отверстием 0,5; 0,75; 1,0 и 1,5 м, сооружаемые по типовым проектам ГИИ Промтранспроект.
Мосты. При пересечении малых рек и каналов широкое применение находят сборные железобетонные мосты балочной конструкции. На рис. 2-22 показана схема сборного железобетонного моста. Мост состоит из свай, насадок, балок и мостового полотна.
Вес наиболее тяжелого элемента моста не превышает 5 г, что позволяет вести монтаж гусеничным краном грузоподъемностью 5 т.
На торфяной залежи, ввиду агрессивности болотных вод к бетону, применяются деревянные мосты (рис.2-23).
Во время эксплуатации, особенно в первые годы работы торфопредприятий, земляное полотно у моста с обеих сторон оседает, мост же осадки не дает, так как сваи забиты в минеральный грунт. В результате путь получает вид «горба», что представляет неудобство для движения поездов. Для устранения этого явления производится понижение моста до уровня земляного полотна или поднятие пути с обеих сторон моста. 



Рис. 2-23. Деревянный мост на торфозалежи.
1 — сваи; 2 — распорки; 3 — схватки поперечные; 4 — подкос продольный; 5 — подкос поперечный; 6 — схватки диагональные; 7 —  схватки продольные; 8 — насадки; 9 — прогоны; 10 — поперечины; 11 — охранный брус; 12 — заборная стенка.

Опускание пролетного строения моста делается при длине его не более 10 м, при более длинных мостах производится подъемка пути на балласт.
Для понижения моста устанавливают домкраты на шпальных клетках с четырех сторон, поднимают домкратами пролетное строение, спиливают сваи на необходимую высоту и зарубают шипы, после чего опускают пролетное строение на сваи.


Рис. 2-24. Железобетонная труба.
БП — бровка земляного полотка; В — ширина земляного полотна; 1 — железобетонное звено; 2 — оголовок трубы; 3 — фундамент оголовка.

В целях уменьшения образования больших «горбов» рекомендуется на мостах, сооружаемых на глубокой торфяной залежи, отметку подошвы рельса назначать на 0,30 м ниже проектной, так как в течение 1—2 лет эксплуатации после осадки земляного полотна путь получается в одном уровне.
Трубы. Железобетонные трубы получили широкое применение при пересечении сухих логов, валовых и картовых каналов и других водотоков ввиду их долговечности и простоты сооружения. На реконструируемых торфопредприятиях  при переходе с гидроторфа на фрезерный торф используются металлические массопроводные трубы с усилением их ребрами жесткости.
По конструкции трубы делятся на круглые и прямоугольные. Наибольшее распространение имеют круглые трубы, устраиваемые с фундаментом или без фундамента. При пересечении сухих логов применяются бесфундаментные трубы. На рис. 2-24 показана одноочковая железобетонная труба, состоящая из железобетонных колец, оголовков входного и выходного фундамента и
изоляции. Пропускная способность безнапорных железобетонных труб составляет при d=0,75 м Q=0,62 м3/сек, при d=1,0 м Q=1,20 м2/сек и при d=1,25 м Q=2,00 м2/сек.