- ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВАГОНА
Основными параметрами технико-экономической характеристики узкоколейных вагонов являются: осность вагона, линейные размеры, грузоподъемность, тара вагона, нагрузка от колесной пары на рельсы, нагрузка на 1 пог. м пути, коэффициент тары, удельный объем, удельная площадь (на 1 т груза).
Грузоподъемностью называется наибольший вес груза, допускаемый к погрузке в вагон в зависимости от прочности частей вагона, его размеров и предельной нагрузки от колес на рельсы. Грузоподъемность узкоколейных вагонов колеблется от 2,5 до 20 т.
Тара вагона — собственный вес порожнего вагона. Она проверяется взвешиванием вагона после постройки или периодического ремонта и проставляется в тоннах с сотыми долями на боковой продольной балке с обеих сторон рамы.
* 38 мест имеют вагоны, оборудованные туалетом.
Коэффициентом тары называется отношение веса тары к грузоподъемности вагона.
На дорогах узкой колеи 750 мм нагрузка от оси на рельсы согласно ГОСТ 3873—61 допускается до 9 т. Следовательно, наибольший вес грузового четырехосного вагона вместе с грузом не должен превышать 4х9=36 т. Допускаемая нагрузка от колесной пары на рельсы зависит главным образом от их типа, количества шпал, уложенных на 1 км пути, состояния верхнего строение пути и скорости движения поезда.
Нагрузка на 1 пог. м пути характеризует возможность пропуска вагонов по искусственным сооружениям и определяется делением наибольшего веса брутто вагона (полезный вес + тара) на его длину по осям буферов. Она для вагонов узкой колеи 750 мм должна быть не более 3,5 т.
При анализе эксплуатационных качеств вагона важное значение имеет удельный объем кузова вагона, т. е. объем в кубических метрах, приходящийся на 1 т грузоподъемности вагона. Подобным показателем для платформ является удельная площадь или отношение площади пола платформы к ее грузоподъемности.
У пассажирских вагонов показателем экономичности является число мест в вагоне и отношение тары к числу пассажиров, перевозимых в вагоне.