Содержание материала

Глава VII
ВАГОННЫЕ РАМЫ

КОНСТРУКЦИИ ВАГОННЫХ РАМ

Рама служит основанием для кузова вагона и представляет собой систему скрепленных между собой балок, образующих прямоугольник, ограниченный двумя боковыми продольными балками и двумя концевыми поперечными буферными балками. Вагоны новых типов строятся только цельнометаллическими.
На вагонной раме укрепляются детали для подвески тормозов, сцепные и ударные приборы. В зависимости от устройства ходовых частей применяются рамы: у двухосных вагонов — с подвеской рессор к боковым продольным балкам; у четырехосных вагонов — с тележками.
Основным отличием рам тележечных вагонов от двухосных является наличие шкворневых балок. На шкворневой балке укрепляются пятник и скользуны, посредством которых рама опирается на тележки и соединяется с ними шкворнем. Наличие хребтовой балки позволяет устанавливать ударно-сцепные приборы с каждого конца вагона и последующее переоборудование на автосцепку.
Такие рамы имеют вагоны грузоподъемностью: 8,2 и 16,5 т постройки Усть-Катавского завода (крытые и платформы) и постройки заводов Аммендорф, Веймар и Тампере; 9 т — платформы; 16,5 гп постройки завода Веймар (крытые); 16,5 и 20 т (крытые); 20 т постройки Алтайского завода (платформы); 15 т постройки завода Баутцен (цельнометаллические изотермические вагоны) и др.

УСТРОЙСТВО РАМ ГРУЗОВЫХ ТЕЛЕЖЕЧНЫХ ВАГОНОВ

Цельнометаллическая клепаная рама платформы грузоподъемностью 8,2 т постройки Усть-Катавского завода (рис. 134) состоит из двух боковых продольных балок, двух буферных балок, хребтовой балки, клепаной шкворневой балки из двух швеллеров № 12, стальных накладок (листов) и поперечных промежуточных балок. Боковые продольные балки обращены полками внутрь рамы, а швеллеры хребтовой балки — наружу. Расстояние между вертикальными стенками швеллеров хребтовой балки равно 220 мм.
у

Рис. 134. Цельнометаллическая клепаная рама платформы грузоподъемностью 8,2 т постройки Усть-Катавского завода

 К нижней части шкворневой балки прикреплены круглый пятник и боковые скользуны, которыми рама ложится на подпятники и скользуны тележек. Рама вагона снаружи имеет длину 6 700 мм и ширину 2 000 мм. У вагона, оборудованного ручным тормозом, рама с одного конца удлинена на 600 мм. С 1943 г. рама платформы изготовляется сварной. Все балки выполнены из швеллеров № 16 без существенного изменения конструкции. В этой раме соединительные угольники балок не ставятся.

Сварная рама платформы грузоподъемностью 9 т постройки заводов Аммендорф, Веймар и Тампере (рис. 135) имеет боковые продольные и буферные балки одинакового профиля из швеллера № 16. Длина рамы 7 000 мм, ширина 2 050 мм. Расстояние между вертикальными стенками швеллеров хребтовой балки равно 300 мм.


Стальная рама с хребтовой балкой платформы грузоподъемностью 16,5 т постройки Усть-Катавского завода (рис. 136) имеет по две боковых продольных балки длиной 9 200 мм и буферных балки длиной 2 000 мм, скрепленных по углам наружными угольниками и накладками. Хребтовая балка выполнена во всю длину вагона и состоит из двух швеллеров, поставленных полками наружу. Расстояние между вертикальными стенками швеллеров хребтовой балки равно 300 мм. Хребтовая балка в местах соединения с поперечными балками скрепляется стальными листами с отогнутыми под прямым углом бортами. Эти укрепляющие листы называются диафрагмами. В местах соединения хребтовой балки со шкворневыми балками поставлены две диафрагмы. Сверху и снизу на шкворневую и хребтовую балки во всю ширину рамы между боковыми продольными балками поставлены накладки.
Места соединения концов хребтовой балки с буферной сверху и снизу перекрываются накладками из листовой стали толщиной 8—10 мм, а спереди на буферную балку ставится накладка, служащая поддоном для буфера.
Рама крытого вагона грузоподъемностью 16,5 т постройки завода Веймар с несущими боковыми стенами кузова (рис. 137) состоит из двух боковых продольных балок длиной 9 200 мм, двух буферных балок длиной 2 000 мм, хребтовой балки из двух швеллеров, двух шкворневых балок и поперечных промежуточных балок. Боковые продольные и буферные балки обращены полками внутрь рамы, а швеллеры хребтовой — наружу. Расстояние между вертикальными стенками швеллеров хребтовой балки равно 300 мм.


Рис. 137. Рама крытого вагона грузоподъемностью 16,5 т постройки завода Веймар

Рис. 138. Сварная рама изотермического цельнометаллического вагона

Все соединения балок рамы, а также стоек и раскосов кузова произведены угольниками и накладками на заклепках.
Сварная рама изотермического вагона грузоподъемностью 15 т с металлическим кузовом постройки завода Баутцен (рис. 138) соединена с кузовом и представляет собой одну целую конструкцию. Шкворневая балка состоит из двух швеллеров № 22 специального проката и усиливается сверху листовыми накладками толщиной 8- 10 мм.
Для повышения прочности рамы между шкворневыми балками настилается пол из штампованных металлических плит, которые прикрепляются прерывистым сварным швом и болтами диаметром 1/2. Такая конструкция заменяет продольные стрингеры, придает жесткость раме по диагонали и связывает верхние полки всех поперечных балок между собой.
Хребтовая балка состоит из двух швеллеров № 22, поставленных на сварке встык полками наружу на расстоянии 300 мм.

Рама грузо-пассажирского вагона постройки завода Веймар (рис. 139) цельнометаллическая, сварной конструкции. Длина рамы 7 740 мм, ширина 2 050 мм. Она имеет балки: хребтовую, состоящую из двух продольных швеллеров № 16, расположенных один от другого на расстоянии 300 мм; две боковые продольные из швеллера № 16, поставленные полками внутрь; две буферные из швеллера № 16, поставленные полками внутрь; две шкворневые, изготовленные из швеллера № 16. Расстояние между осями пятников шкворневых балок равно 4 500 мм. Между этими балками для усиления рамы ставятся на расстоянии 1 500 мм друг от друга две промежуточные балки из швеллера № 16 полками внутрь.
Для повышения прочности рамы узлы соединения буферных и боковых продольных балок усилены постановкой на сварке восьми косынок размером 8 X 200 Х 200 мм (по две в каждом соединении концов), приваренных к верхним и нижним полкам. Соединения буферной балки с хребтовой перекрываются сверху и снизу приваренными накладками размером 8 X 130 Х 570 мм. Со стороны тормозной площадки верхняя накладка ставится размером 8 X 130 X 570 мм, а нижняя — размером 8 X 140 X 621 мм, к которой крепится на двух болтах кронштейн ручного тормоза. Шкворневая балка в местах соединения с хребтовой и боковыми продольными балками перекрывается четырьмя верхними и четырьмя нижними приваренными накладками.


Рис. 140. Цельнометаллическая сварная рама платформы грузоподъемностью 20 т

Цельнометаллическая сварная рама платформы грузоподъемностью 20 т (рис. 140) имеет длину 9 700 мм и ширину 2 230 мм. Она состоит из двух боковых продольных балок; двух буферных балок корытообразного профиля, штампованных из листа толщиной 6 мм, высотой снаружи 272 мм и шириной полок; верхней 100 мм и нижней 60 мм; хребтовой балки; двух шкворневых балок; четырех средних балок. Для повышения прочности рамы узлы соединения продольных и поперечных балок усилены верхними и нижними косынками, а также накладками толщиной 10 мм у шкворневых и 6 мм у остальных балок.
С наружной стороны боковых продольных балок рамы прикреплены кронштейны для петель бортов, увязочные кольца, бортоотбойные пружины; на буферных балках — увязочные кольца и буферные стаканы с центральным ударно-сцепным прибором нормального типа вагонов узкой колеи. Упорные кронштейны сцепки прикреплены к швеллерам на концах хребтовой балки.
Сварная рама пассажирского цельнометаллического вагона постройки завода Пафаваг ПНР имеет длину 14 204 мм и ширину 2 260 мм. Расстояние между шкворнями — база вагона — 9 000 мм.