Содержание материала

Глава XI
УСТРОЙСТВО И РЕМОНТ КУЗОВОВ ПАССАЖИРСКИХ ВАГОНОВ

1. УСТРОЙСТВО КУЗОВОВ

Кузова вагонов состоят из обрешетки, стен, пола, крыши, тамбура и переходных площадок, дверей, окон и внутреннего устройства.

Калининским вагоностроительным заводом разработаны и построены для узкой колеи 750 мм четырехосные цельнометаллические пассажирские вагоны длиной 11,2 м. Эти вагоны имеют ряд существенных преимуществ по сравнению с пассажирскими вагонами с деревянными кузовами; рама, стены и крыша представляют собой единую сварную металлическую конструкцию. В поперечном сечении кузов имеет форму прямоугольника с закругленными углами. Верхним поясом кузова является крыша, нижним — пол.
Рама состоит из:
хребтовой балки, сделанной из трех частей,— двух концевых и одной средней. Средняя часть хребтовой балки изготовлена из швеллера № 16а, концевые части — из швеллера № 20а; концевые части усилены снизу листом толщиной 6 мм. Расстояние между вертикальными полками хребтовой балки составляет 300 мм; 
девяти поперечных балок, изготовленных из зета 30X40 X 30 X 3 мл;
боковых продольных балок, выполненных из зета 65х60X 35 X 3 мм;
шкворневых балок коробчатого сечения, сваренных из двух вертикальных стенок толщиной 6 мм, нижнего листа 330 X 8 мм и верхнего 330 X 8 мм. Место постановки пятника усилено вертикальными ребрами;
буферных балок, изготовленных из швеллера № 20а.
Нижний пол настлан стальными листами толщиной 2 мм. На нем уложены деревянные бруски, к которым прикрепляется верхний пол, состоящий из столярных плит толщиной 19 мм. Внутри вагона пол покрыт линолеумом. Общая толщина пола 75 мм.
Боковые стены выполнены из штампованных стоек из зета 55 X 37 х 50 X 3 мм, перекрытых стальным листом с гофрами толщиной 2 мм. В верхней части боковые стены армированы продольными штампованными угольниками 50 X 70 X 3 мм.
Стальная обшивка стен состоит из верхней и нижней частей, которые соединены в подоконном поясе, образуя в месте соединения гофр глубиной 19 мм и высотой 60 мм. Кроме этого гофра, в нижней части имеются еще два гофра глубиной 16 мм и высотой 40 мм. С внутренней стороны боковые стены вагона обшиты многослойной фанерой толщиной 10 мм, обтянутой линкрустом толщиной 2 мм. Эта обшивка прикреплена к деревянным брускам, размещенным в металлических элементах каркаса. Общая толщина стен 92 мм.
Крыша вагона состоит из 14 потолочных дуг, изготовленных из зета сечением 50 X 65 X 35 X 2 мм, загнутых по радиусу 2 200 мм, и семи продольных стрингеров также из зета сечением 30 X 40 X 30 х 1,5 мм, покрытых листовой сталью толщиной 1,5 мм. Крыша с кузовом соединена верхним угольником сечением 50 X 65 х 3 мм и нижним угольником сечением 50 X 70 X 3 мм. Внутри вагона потолок подшит фанерой толщиной 5 мм. Общая толщина потолка 82 мм.

Кузов пассажирского цельнометаллического вагона постройки ПНР состоит из рамы, боковых стен, крыши и лобовых стен. Все части кузова соединены электросваркой. Рама вагона без хребтовой балки. Она состоит из двух буферных балок, изготовленных из швеллера № 22; шкворневых балок, состоящих из двух швеллеров № 16, перекрытых сверху и снизу листовой сталью; боковых продольных балок из швеллеров № 18.
Между буферной и шкворневой балками с обоих концов рамы имеется одна поперечная балка, изготовленная из швеллера № 12, и две продольные балки, выполненные из швеллера № 18. Между балками помещается аппарат упряжи. Расстояние между ними 300 мм. Между шкворневыми балками имеется десять поперечных балок, изготовленных из швеллера № 10.
Каркас крыши состоит из двух лобовых и 16 промежуточных потолочных дуг, двух нижних обвязок и шести стрингеров. Все элементы каркаса крыши отштампованы из листовой стали в виде зетообразного, корытообразного или уголкового профиля.
В каркас боковой стены входят: нижний и верхний пояса; две дверные стойки; 16 стоек, расположенных между дверными стойками; восемь окон, каждое из которых расположено между двумя соседними стойками. Между каждыми двумя стойками, ограничивающими оконный проем, размещены сверху до низу: надоконная балка, подоконная связь, оконная балка, две подоконные балки и водосточный желоб, от середины которого вниз идет сливная трубка, предназначенная для отвода воды, стекающей из окна.
Между двумя соседними стойками, ограничивающими два соседних оконных проема, размещены три междуоконные балки. Элементы каркаса боковой стены отштампованы из листовой стали в виде зетообразного, корытообразного или уголкового профиля.
Каркас лобовой стены состоит из четырех дверных стоек. Крайние две дверные стойки совместно с дверными стойками боковых стен ограничивают боковые двери вагона, а две средние дверные стойки — торцовую дверь вагона. Две средние дверные стойки в верхней части соединены наддверной балкой. Между каждой крайней и средней дверной стойкой имеется по две стойки, которые соединены между собой и с дверными стойками двумя поперечинами. Элементы каркаса лобовой стены отштампованы из листовой стали в виде зетообразного, корытообразного или уголкового профиля. К каркасу кузова электросваркой присоединена обшивка кузова, изготовленная из листовой стали толщиной 2 мм.

2. РЕМОНТ КУЗОВОВ

Наиболее частыми повреждениями кузовов являются износы и изломы деревянных частей, а также гниение, возникающее в местах попадания влаги. Гниение дерева наблюдается главным образом под окнами, под швами обшивочной стали, около котельного отделе ния, уборных и т. д.

При периодических видах ремонта проверяется состояние деревянных частей кузовов с целью определения пригодности до следующего периодического ремонта. Для этого при капитальном ремонте наружную металлическую или деревянную обшивку снимают, а кузов отделяют от рамы.
Оконные, дверные и угловые стойки, все подпольные и нижние связочные брусья, обвязка концевых фрамуг, стойки внутренних перегородок, на которые навешиваются баки для воды и тяжелое внутреннее оборудование, изготовляют при капитальном ремонте из дуба или лиственницы. Верхние обвязочные брусья можно делать из сосны. Поставленные ранее исправные сосновые стойки могут не заменяться.
В зависимости от повреждения стойки либо заменяют, либо наращивают. Для смены стойки снимают наружную обшивку, подсекают гвозди, скрепляющие внутреннюю обшивку со стойкой, освобождают болты угольников, скрепляющих стойку с продольными брусьями верхней и нижней обвязок, и снимают гайки кузовных связей (струн). Гребенчатым домкратом или винтовым выжимом выгибают верхний обвязочный брус настолько, чтобы шип стойки вышел из гнезда обвязочного бруса, и после этого негодную стойку заменяют.
При смене угловых и тамбурных стоек необходимо снять наружную и внутреннюю обшивки стен. Когда меняют оконную стойку, обычно снимают обе парные стойки, причем негодную стойку удаляют, а раму оконного просвета собирают и устанавливают на место. Не разрешается снимать стойки, перерезая их на части, или заводить стойки под углом, выдалбливая в нижних обвязочных брусьях шпунты с последующей заделкой, так как это может вызвать повреждение гнезд обвязочных брусьев, попадание влаги в соединения и загнивание бруса.
При загнивании нижней части стойки последнюю в зависимости от степени повреждения наращивают или заделывают. Исправление стоек наращиванием допускается не свыше 25% всех стоек с каждой стороны вагона, кроме угловых. Наращенные стойки должны чередоваться через одну целую. На каждой стойке можно делать одно наращивание деревом той же породы, из которого изготовлена сама стойка. Угловые стойки наращивать нельзя.
Сколы и загнивание, не влияющие на прочность стоек, исправляют зачисткой и постановкой заделок на шурупах. Продольные трещины в стойках скрепляют болтами и скобами.
Брусья, имеющие трещины, изломы или гниль, заменяют новыми или вырезают поврежденные места, а вместо них наращивают новые. Количество сростов каждого обвязочного бруса одной стороны вагона при всех видах ремонта допускается не более двух в верхнем и нижнем брусьях двухосных вагонов, не более трех в верхнем брусе и не более четырех в нижнем брусе четырехосных вагонов.
Для смены верхнего продольного обвязочного бруса отнимают свес кровли, карниз и несколько досок обшивки крыши, потолка и верха стены изнутри вагона. Затем удаляют скрепляющие угольники и связи, разъединяют скрепления обвязочного бруса с фрамугами и потолочными дугами. Закончив подготовку, несколькими упорками отводят боковые стены в сторону настолько, чтобы шипы дуг и фрамуг вышли из гнезд. Далее винтовыми или другими распорками изнутри вагона поднимают крышу и снимают брус.
Для смены нижнего обвязочного бруса или части его снимают верхний и нижний полы, разъединяют продольный брус с поперечными брусьями, стяжные кузовные связи поднимают вверх и все стойки сменяемой части выводят из гнезд продольного бруса. Затем домкратами и досками поднимают кузов до освобождения нижнего обвязочного бруса. Брусья обвязки могут быть изготовлены составными. При сращивании замки сроста тщательно пригоняются и скрепляются с двух сторон металлическими планками на четырех болтах. Толщина планки берется не менее 6 мм и шириной, равной ширине скрепляемой части. Крайние болты должны проходить за местами сростов. При наращивании продольных брусьев нижней обвязки замок сроста необходимо располагать между оконными просветами для того, чтобы исключить затекание воды в срост из оконного просвета,.
При постановке на вагон новых брусьев и стоек их гнезда для шипов, шипы, плоскости зуба замка, боковые отверстия, места под угольниками, плоскости соединения составных брусьев, места наделок тщательно прокрашивают или покрывают антисептической пастой (вагонка). Паста вагонка поставляется в виде концентрата следующего состава (в %):
Фтористого натрия технического  44
Каменноугольного лака Б . 17
Каолина, обогащенного в порошке ... 13
Воды .26
Рабочий состав пасты готовится на месте производства работ в любой посуде в потребном количестве добавлением необходимого количества воды. Рабочий состав пасты содержит (в %):
Фтористого натрия технического  . .                                                          37
Каменноугольного лака Б 14
Каолина, обогащенного в порошке ... 11
Воды 38
Антисептическая паста применяется для нанесения на древесину всех пород влажностью не свыше 30%. Пасту наносят на детали в сборочном цехе кистями различных размеров одновременно со сборкой кузова. При этом надо следить за тем, чтобы антисептируемые поверхности не подвергались никакой обработке олифой и масляными красками, так как при наличии последних антисептик не проникает из пасты в древесину в достаточном для защиты от гниения количестве.

Причинами, вызывающими необходимость ремонта полов, являются гниль, износ, щели, коробление. Щели и коробление происходят от применения сырого материала. Доски пола в зависимости от состояния меняют полностью или частично. Если имеется гниль в отдельных местах досок, то последние вырубают и ставят наделки. Сверху пола наделок ставить нельзя. Небольшие щели исправляют постановкой реек, а незначительное коробление исправляют обстрагиванием досок.
При постановке новых досок торцы и пазы их прокрашивают или покрывают антисептической пастой. Весь пол должен быть простроган и прошит гвоздями. Углы, образуемые нижним настилом пола и брусьями рамы, для предохранения от залетания искр перекрывают деревянными штапиками, а углы между стенами и полом внутри вагона — плинтусами. Доски пола должны иметь ширину не менее 120 мм.
Полы уборных при капитальном ремонте обязательно перебирают.
Характерными неисправностями внутренних стен и потолка кузова являются гниение, расшатывание и коробление. Неисправные доски обшивки меняются. При снятии одной или нескольких досок обшивки снимают и соседние здоровые, так как это облегчает постановку новых. Покоробленные, вышедшие из гнезд, рассохшиеся доски обшивки при наличии щелей более 2 мм плотно сдвигают и прошивают гвоздями; все неровности выравнивают под линейку.
В опалубке крыши разрешается ставить стычные доски обшивки, при этом длина каждой из них должна быть не менее двух расстояний между соседними дугами, а стык должен располагаться на середине дуги. Вместе со сменой досок обшивки стен, потолка, пола и крыши заменяют негодную изоляцию.
В цельнометаллических пассажирских вагонах кузов вагона после очистки от старой краски в местах повреждения тщательно осматривается. Имеющиеся незначительные повреждения в крыше, дающие течь, допускается устранять пайкой, а сквозные трещины и пробоины, имеющиеся в крыше и других местах кузова, ремонтируются приваркой заплат с предварительной разборкой изоляции и деревянных частей. Накладки должны ввариваться в стык или привариваться внахлестку с перекрытием повреждения на 25 мм. Толщина накладок должна соответствовать толщине ремонтируемого элемента.

Двери и окна.

При всех видах ремонта двери вагонов тщательно осматривают, обнаруженные неисправности устраняют. Двери, не поддающиеся ремонту, заменяют новыми. Проверяют дверные просветы и в случае перекоса исправляют. Соединения деревянных частей дверей должны быть плотными, без всяких щелей. Двери должны легко ходить и плотно закрываться. Зазор между коробкой и дверью по периметру допускается не более 5 мм и должен перекрываться уплотняющими прокладками.
Замки, задвижки, петли, ручки и др. осматривают и при необходимости ремонтируют. Цугальты, ригели и фали замков должны работать плавно, без перекосов и заеданий. В открытом положении 
замков ригели не должны выступать над лицевыми поверхностями штульфов и могут утопать в них не более чем на 0,5 мм. При установке замков гнезда в дверях грунтуют, штульфы устанавливают заподлицо с торцовой поверхностью двери. У замков, имеющих ручки, последние должны быть плотно насажены на штыри и при нажатии на них должны возвращаться в исходное положение без заеданий. После сборки ручек на дверях и расклепки штифтов концы последних тщательно зачищают заподлицо с поверхностью ручек. Во входные двери из тамбура в вагон устанавливают замки для специального ключа.
Все внутренние решетки дверей снимаются, тщательно осматриваются и очищаются до блеска. Наружные решетки осматриваются, очищаются до блеска или окрашиваются алюминиевой пудрой на лаке. Неисправные решетки заменяются новыми или отремонтированными.
Ослабшая дверная раскладка (штапики) закрепляется, неисправная — заменяется.
В оконных рамах чаще всего загнивают нижние горизонтальные бруски и нижние концы вертикальных брусков. При загнивании брусков меняют всю раму. При капитальном ремонте заменяют оконные рамы, имеющие размеры брусков менее альбомных на 4 мм. При сборке оконной рамы шипы брусков должны точно пригоняться в соединениях и обязательно ставиться на казеиновом клее. Лицевые стороны деталей оконных рам необходимо хорошо и правильно выстрогать, зачистить и отшлифовать. Раскладку по стеклу точно вкладывают на место, плотно пригоняют по всей раме и стеклу и тщательно зачищают.
Оконные рамы тщательно пригоняют к своим местам и для обеспечения плотности оклеивают сукном, фланелью или байкой в два- три слоя на казеиновом клее. Оконные рамы разного типа в одном вагоне не допускаются.
При ремонте брусьев рамы, окон, оконных просветов, оконных остановов и чистке оконного просвета оконные щиты отнимают, ремонтируют или ставят новые. Внизу в подоконном пространстве устанавливают коробки из оцинкованной стали с трубками или лотками для спуска воды.
Нижние упоры зимних оконных рам в тех вагонах, где это предусмотрено конструкцией, переделывают с таким расчетом, чтобы верхняя кромка стекла была утоплена в карманах просвета. Для устранения жестких ударов при спуске рамы на месте упора укрепляют резиновые накладки.
Наружные оконные рамы при капитальном ремонте изготовляют из дуба. Для рам применяется стекло толщиной 3—4 мм. Во вновь изготовляемых рамах стекла ставят на резиновой прокладке со штаниками. Оконные стекла с трещинами, отколами и крупными царапинами заменяют. Наращивать стекла в оконных рамах запрещается. В оконные рамы уборных ставят матовое или узорное стекло. Окрашивать стекла в уборных запрещается.
Отсутствующие боковые подъемники и ремни изготовляют из кожи или трикотажа.
В цельнометаллических пассажирских вагонах оконные рамы с коробками вынимаются и разбираются. Наружные рамы очищаются до блеска или окрашиваются алюминиевой пудрой на лаке. Проверяется состояние П-образной резины, внутренних деревянных рам; неисправная резина заменяется. Металлические коробки рам осматриваются, очищаются, при необходимости ремонтируются. Пазы оконных рам в коробке осматриваются, оконные карманы очищаются.
Работа замков окон проверяется до снятия рам. После снятия рам хромированные части замка очищаются до блеска, осматриваются, а при необходимости снимаются, ремонтируются и хромируются.
Работа уравновешивающего аппарата окон проверяется до снятия окон. После снятия окон проверяется исправность пружин путем утапливания рычага с роликом внутрь проема. Исправность рычага и ролика проверяется наружным осмотром. При неисправности пружин аппарата, рычага или ролика производится необходимый ремонт с разборкой подоконной части внутренней стены вагона.
Перед постановкой окон все шарнирные соединения смазываются техническим вазелином.
Оконные рамы не должны иметь перекоса или других неисправностей, затрудняющих открытие и закрытие рам, неплотного соединения деталей между собой и неплотного прилегания к кузову. Зазор по периметру между коробкой и рамой допускается не более 2 мм, при этом он должен перекрываться уплотняющей прокладкой.
На зиму окна цельнометаллических пассажирских вагонов постройки первой очереди, не имеющие механических запоров, заглушаются деревянными, покрытыми лаком заглушками треугольной формы на шурупах.

Внутреннее оборудование вагонов.

Все диваны, подоконные столики, пепельницы, вешалки, багажные полки, краны экстренного торможения, скобы и поручни диванов, личинки замков электрощита осматривают, ослабшие закрепляют, поврежденные ремонтируют и недостающие пополняют. Потемневшие бруски диванов циклюются, покрываются мастикой и лакируются. Все хромированные части этого оборудования должны быть очищены до блеска. Поврежденная поверхность должна быть хромирована вновь или окрашена в соответствии с чертежами.
Все деревянные раскладки (штапики) стен, потолка и пола осматриваются, ослабшие укрепляются, а негодные заменяются; поврежденная полировка и лакировка раскладок восстанавливается. При сборке стыки раскладок должны плотно подгоняться друг к другу. Неисправные шурупы внутреннего оборудования и раскладок заменяются, хромированные глухари очищаются до блеска, неисправные заменяются.
Протертые или поврежденные места линолеума пола должны быть отремонтированы постановкой новых вставок по ширине коридора или просветов между диванами с последующей окраской под цвет линолеума. Неисправный линолеум подоконных столиков заменяется.
Поврежденные места линкруста на стенах и тканей потолков должны ремонтироваться вырезкой неисправных частей и заделкой вставками с последующей окраской под общий тон.
Металлические пороги дверных проемов из тамбура в вагон и туалет исправляются, поврежденная сталь заменяется новой.
Негодные подножки заменяют новыми, с армировкой кромок рифленой сталью, врезанной в дерево. Погнутые поручни выправляют. При капитальном ремонте поручни на входных площадках, установленные на глухарях, переставляют на болты с гайками наружу и расклепкой концов болтов. Все детали переходного устройства осматривают. Изогнутые оси и откидные площадки выправляют, негодные заменяют новыми.
Телескопические поручни должны быть проверены и все неисправности устранены. Длина этих поручней должна быть не менее 558 мм и не более 918 мм. Необходимо, чтобы шарнир поручня имел исправные валики и шплинты, а запор — исправные цепочки со специальным валиком. Зажимы телескопических поручней должны иметь исправные пружины и штыри.
Лестницы нужно проверить, расходить и устранить все неисправности. Все шарнирные соединения следует смазать.