Содержание материала


Рис. 165. Воздухораспределитель усл. № 270-006

1. Устройство воздухораспределителя усл. № 270-006
В результате проведенных конструкторских и исследовательских работ на базе главной части воздухораспределителя усл. № 270-002 был создан воздухораспределитель усл. № 270-006 для вагонов узкой колеи и внутризаводского транспорта. Комплект воздухораспределителя усл. № 270-006 на 20 кг легче комплекта воздухораспределителя усл. № 270-002, очень прост в ремонте и эксплуатации.
В комплект воздухораспределителя усл. № 270-006 входят: камера 2 (рис. 165) усл. №361 с переключателем 9 (рис. 166) грузовых режимов; главная часть 4 (см. рис. 165) усл. № 270-023 с выпускным клапаном 5; крышка 3 усл. № 270-011. К трем штуцерам подводятся трубы от магистрали, тормозного цилиндра и запасного резервуара. Камера является несъемной частью воздухораспределителя и подвешивается на раме вагона четырьмя болтами 1  и соединяется с магистралью, тормозным цилиндром и запасным резервуаром трубами диаметром 3/4 посредством штуцеров и накидных гаек.


Рис. 166. Вид по стрелке А (см. рис. 165)

Камера.

В корпусе камеры расположен рабочий резервуар объе мом 4,5 л и атмосферная полость, в которой находится режимный переключатель 9 (см. рис. 166) с эксцентриком Э (см. рис. 165), служащим для переключения грузовых режимов. На концы валика надеваются и закрепляются шплинтами рукоятки из труб диаметром при помощи которых устанавливают режимы: груженый Г (ручка вверху; см. рис. 162), средний С (ручка в сторону главной части) и порожний П (ручка вниз). Штифт 8 (см. рис. 166), запрессованный в конец валика переключателя, обеспечивает фиксацию режимов в нужном положении, для чего в камере имеется бобышка с тремя вырезами. Отверстия, необходимые для постановки стержней при отливке внутренней полости резервуара, герметически закрыты двумя заглушками 10.


Рис. 168. Крышка
Ввернутые в корпус камеры штуцера 1, 7 и 6 с накидными гайками 5, наконечниками 3 для труб, резиновыми кольцами 2 и сеточными колпачками 4 предназначены для подключения труб диаметром 3/4 к магистрали, запасному резервуару и тормозному цилиндру.

Отверстие Е (см. рис. 165) в камере служит для подвода электрических проводов при постановке на камеру электровоздухораспределителя в случае применения камеры на другом подвижном составе.
Главная часть состоит из корпуса 1 (рис. 167), в который запрессованы втулки 7 и седло 14 обратного клапана 12. Главный поршень 2 снабжен двумя резиновыми манжетами 3 и для смазывания цилиндрической поверхности корпуса — фетровым кольцом 5 с пружиной 4. Пружина 6 одним концом упирается в выточку корпуса, а другим — в главный поршень'. Первоначальный натяг пружины, равный около 20 кг, обеспечивает принудительное перемещение поршня в крайнее отпускное положение.
В главный поршень ввернут шток 8 с шестью резиновыми манжетами 9 и седлом 26 клапана 27. Последний находится и полости штока с пружиной 28. В праной части корпуса 1 расположен уравнительный поршень 16, уплотненный резиновой манжетой 25 и имеющий фетровое смазочное кольцо 24 с пружиной.
В уравнительном поршне седло клапана 27 имеет атмосферное отверстие диаметром 2,8 мм. На этот поршень опираются режимные пружины: большая 17 и малая 19. Первая регулируется упоркой 20, а вторая — упоркой 21 с винтом 22. Упорка 20 большой пружины крепится винтом 18, который входит в один из двух вырезов ее, а винт 22 закрепляется шплинтом 23, вставляемым в одно из двух отверстий винта и соответствующие прорези в торце резьбовой части упорки 21. Винт 22 одновременно служит ограничителем хода уравнительного поршня 16 и случае перевода режимной упорки 21 с груженого режима на порожний в заторможенном состоянии воздухораспределителя.
На порожнем режиме, когда эксцентрик режимного валика находится в правом крайнем положении, головка винта 22 не доходит до эксцентрика и малая пружина 19 выключается, т. е. не действует на уравнительный поршень 16. На груженом режиме, как указано на рис. 165, эксцентрик Э находится в левом крайнем положении, винт 22 (см. рис. 167) упирается в него и включает малую пружину. На среднем режиме последняя включается только на часть своего полного усилия.
В верху корпуса расположен обратный клапан 12 с резиновым уплотнением 13 и пружиной //; клапан закрыт заглушкой 10. С левой стороны корпуса прикрепляется крышка 30, уплотненная резиновой прокладкой 29. В крышке находится отпускной клапан, состоящий из седла 33 и направляющей 34 клапана, резинового уплотнения 35, клапана 36 и пружины 37. Стержень 31 пружиной прижимается к седлу 32.
Прокладка 15 служит уплотнением между главной частью и привалочным фланцем камеры.
Для регулирования времени зарядки запасного резервуара в магистральный канал корпуса 1 запрессован ниппель с калиброванным отверстием диаметром 1,3 мм.
Крышка (рис. 168) состоит из корпуса 1, заглушки 2, седла 3 и обратного клапана 4 с резиновым уплотнением 5. Между камерой и крышкой ставится прокладка 6, закрепленная двумя винтами 7. В седле 3 клапана имеется калиброванное отверстие а диаметром 0,5 мм.

2. Действие и свойства воздухораспределителя усл. № 270-006.

Схема действия воздухораспределителя показана на рис. 169. Положение рабочих органов на рисунке соответствует зарядке и полному отпуску тормоза. Главный поршень воздухораспределителя разделяет внутреннюю полость на золотниковую камеру ЗК объемом 0,9 л с правой стороны главного поршня и рабочую РК объемом 4,5 л.
Зарядка. Воздух из магистрали 14 через сеточный колпачок 7 широким каналом 6 подходит к обратному клапану 4 и через калиброванное отверстие 5 поступает в золотниковую камеру ЗК и далее через отверстие 1 диаметром 0,5 мм в рабочую камеру РК и к отпускному клапану. Зарядка и питание запасного резервуара при торможении и отпуске происходят по каналу 8 через калиброванное отверстие 9 диаметром 1,3 мм, обратный клапан 3 и канал 11. Благодаря обратному клапану воздух из запасного резервуара попасть обратно в магистраль не может. В крайнем левом положении главного поршня тормозной цилиндр ТЦ и тормозная камера ТК через отверстие 12 в уравнительном поршне сообщены с атмосферой.
Разрядка. При медленном темпе снижения давления в магистрали (около 0,5 ат за 1 мин) воздухораспределитель не срабатывает на торможение, что указывает на мягкость его действия. Происходит это потому, что воздух из золотниковой и рабочей камер не успевает перетекать обратно в магистраль, не создавая необходимого перепада давлений для перемещения главного поршня. Мягкость или нечувствительность действия воздухораспределителя необходима для разрядки тормозов после отцепки локомотива без затормаживания вагонов.

 Торможение.

При снижении давления в магистрали темпом 0,06 ат/сек. и выше происходит одновременное снижение давления в золотниковой камере ЗК широким каналом 10 через обратный клапан 4.

Рис. 169. Схема действия воздухораспределителя усл. № 270-006

Как только давление в золотниковой камере понизится на величину около 0,4 ат, необходимую для преодоления усилия пружины и сопротивления главного поршня, последний переместится
вправо на 6—8 мм. При этом манжета главного поршня кромкой перекроет отверстие 1 и прекратит сообщение рабочей камеры с золотниковой.
Клапан 13 внутри штока закроет отверстие 12 и камеру ТК, следователь но, тормозной цилиндр разобщается с атмосферой. При дальнейшем перемещении главного поршня вправо клапан 13 кнутри штока отойдет от своего седла и воздух из запасного резервуара ЗР по каналу 11 поступит в камеру ТК, канал Т и тормозной цилиндр ТЦ. Повышение давления в камере ТК и тормозном цилиндре вызовет перемещение вправо уравнительного поршня, нагруженного одной или двумя режимными пружинами.
После того как разрядка магистрали и золотниковой камеры прекратится, главный поршень остановится, а за ним и уравнительный поршень. Клапан 13 внутри штока сядет на свое седло и разобщит запасной резервуар с тормозным цилиндром. Если в этом положении давление в тормозном цилиндре будет повышаться (например, в случае пропуска клапана), то уравнительный поршень прибора передвинется вправо, откроет отверстие 12, через которое излишний воздух из тормозного цилиндра будет выходить в атмосферу. После этого уравнительный поршень под усилием одной или двух пружин возвратится влево и закроет отверстие 12. Наоборот, если в результате утечек воздуха давление в тормозном цилиндре будет понижаться, то уравнительный поршень переместится влево, отожмет клапан 13 от седла и тем самым сообщит запасной резервуар с тормозным цилиндром. Таким образом, при каждом положении главного поршня воздухораспределителя будет устанавливаться и автоматически поддерживаться определенное давление в тормозном цилиндре вагона.
При разрядке магистрали и золотниковой камеры на 1,5—1,6 ат (а в рабочей камере за счет увеличения объема давление понижается на 0,3 ат), что соответствует полному служебному торможению, главный поршень переместится на 24 мм до упора в торец втулки, а уравнительный поршень — на 17 мм. Дальнейшее снижение давления в магистрали не вызовет повышения давления в тормозном цилиндре, а только приведет к излишнему выпуску воздуха из нее.
В зависимости от регулировки режимных пружин предельное давление в тормозном цилиндре установится на порожнем режиме 1,2—1,6 ат, на груженом 3,8—4,3 ат и на среднем 2—3 ат. Время наполнения тормозных цилиндров до давления около 2 от на груженом режиме и около 0,8 ат на порожнем зависит от темпа разрядки магистрали и золотниковой камеры, а дальше — от размера отверстия 2 диаметром 1,7 мм в плунжере.
Отпуск. При повышении давления в магистрали воздух через калиброванное отверстие 5 в седле обратного клапана поступает каналом 10 в камеру ЗК, главный поршень перемещается влево и клапаном сообщает тормозной цилиндр с атмосферой через отверстие 12. При таком перемещении главного поршня повышается давление воздуха в рабочей камере вследствие уменьшения ее объема. Выравнивание усилий с обеих сторон поршня приведет к его остановке, а следовательно, и к прекращению выпуска воздуха из тормозного цилиндра — произойдет ступень отпуска. При дальнейшем повышении давления в магистрали получатся следующие ступени отпуска, а полный отпуск наступит после того, как давление в магистрали будет на 0,2 ат ниже зарядного.
Отпуск пониженным давлением (по сравнению с зарядным) увеличивает надежность отпуска тормозов в хвостовой части поезда. Время полного отпуска определяется диаметром отверстия 5 и величиной отпускного давления в магистрали. Так. после полного служебного торможения с зарядного давления 5,0 ат полный отпуск до 0,4 ат в тормозном цилиндре происходит за 10—13 сек  при отпускном давлении 6,5 ат и при поездном положении ручки крана машиниста за 15—18 сек.
Отпуск тормоза вручную. Для отпуска тормоза вручную нужно на 3—5 сек отжать в сторону стержень отпускного клапана. Произойдет быстрый выпуск воздуха из рабочей камеры и главный поршень переместится в отпускное положение.
Основные свойства воздухораспределителя усл. № 270-006 Этот прибор относится к группе прямодействующих тормозов со ступенчатым торможением и ступенчатым отпуском. Конструкция его клапанно-поршневая, при этом клапаны и поршни имеют мягкое (резиновое) уплотнение без притирки при сборке.
Воздухораспределитель имеет три режима в зависимости от разгрузки вагона и ограничения предельного давления в тормозном цилиндре.
Наполнение тормозных цилиндров при служебных торможениях примерно до 50% максимального давления в зависимости от темпа разрядки магистрали позволило осуществить выравнивание по поезду времени наполнения тормозных цилиндров и, следовательно, улучшить плавность торможения поездов.
При наличии высокой чувствительности в процессе торможения и отпуска воздухораспределитель имеет высокую мягкость — 0,5 ат/мин.
Ввиду малой длины составов в воздухораспределителе не применяется служебная и экстренная разрядки магистрали, однако высокая чувствительность главного поршня и пауза в начале торможения обеспечивают эффективное распространение торможения (между давлением 0,5 ат в главном и хвостовом тормозных цилиндрах) со скоростью 150 м/сек.
Облегчение отпуска после ступени или полного, торможения у воздухораспределителя усл. № 270-006 составляет 0,2 ат. Улучшение отпуска повышает управляемость тормозами и позволяет машинисту регулировать движение при малых скоростях без остановки поезда.
Обратный клапан на пути воздуха из магистрали в запасной резервуар обеспечивает высокую неистощимость благодаря питанию запасного резервуара при всех процессах торможения и отпуска и сохраняет воздух в запасном резервуаре при маневровой работе и отцепке вагона.
Осмотр и ремонт воздухораспределителей усл. № 270-006 в поездах, проверка их состояния, проверка и установка режимов торможения, опробование и расчет автотормозов, а также управление автотормозами остаются одинаковыми с обслуживанием воздухораспределителей усл. № 270-002, 135, 320 и выполняется в соответствии  с Инструкцией по содержанию и применению автоматических тормозов на вагонах в эксплуатации.
Неисправности, причины и способы их устранения у воздухораспределителя усл. № 270-006 приведены в табл. 39.

Таблица 39

Признаки неисправности

Причины неисправности

Способы устранения

Тормоз несрабатывает

Пропуск воздуха во фланцах, заглушках или в выпускном клапане.
Сильное загрязнение сетки в магистральном штуцере

Устранить утечки, перетормозить, осмотреть и очистить сетку в магистральном штуцере

Пропуск воздуха в атмосферный канал камеры

Попадание под клапан посторонних частиц

Перетормозить служебной разрядкой    магистрали.
Если пропуск продолжается, надо сменить главную часть

Пропуск воздуха выпускным клапаном

Попадание под уплотнение клапана посторонних частиц, заедание стержня клапана, нет зазора между хвостовиком клапана и толкателем

Несколько раз продуть клапан подергиванием за поводок. Если пропуск не устраняется, сменить главную часть

Самопроизвольный отпуск тормоза после ступени торможения

Утечка воздуха из рабочей камеры

Проверить плотность привалки главной части, крышки главной части и выпускного клапана, заглушек в камере, устранить утечки

Нет отпуска или медленный              от
пуск тормоза

Засорение       калиброванных
отверстий в седле обратного клапана крышки. Тугое перемещение главного поршня. Сильное загрязнение сетки в магистральном штуцере

Сменить крышку. Если после этого отпуск не улучшается, сменить главную часть, проверить состояние сетки и очистить ее