Рис. 165. Воздухораспределитель усл. № 270-006
1. Устройство воздухораспределителя усл. № 270-006
В результате проведенных конструкторских и исследовательских работ на базе главной части воздухораспределителя усл. № 270-002 был создан воздухораспределитель усл. № 270-006 для вагонов узкой колеи и внутризаводского транспорта. Комплект воздухораспределителя усл. № 270-006 на 20 кг легче комплекта воздухораспределителя усл. № 270-002, очень прост в ремонте и эксплуатации.
В комплект воздухораспределителя усл. № 270-006 входят: камера 2 (рис. 165) усл. №361 с переключателем 9 (рис. 166) грузовых режимов; главная часть 4 (см. рис. 165) усл. № 270-023 с выпускным клапаном 5; крышка 3 усл. № 270-011. К трем штуцерам подводятся трубы от магистрали, тормозного цилиндра и запасного резервуара. Камера является несъемной частью воздухораспределителя и подвешивается на раме вагона четырьмя болтами 1 и соединяется с магистралью, тормозным цилиндром и запасным резервуаром трубами диаметром 3/4 посредством штуцеров и накидных гаек.
Рис. 166. Вид по стрелке А (см. рис. 165)
Камера.
В корпусе камеры расположен рабочий резервуар объе мом 4,5 л и атмосферная полость, в которой находится режимный переключатель 9 (см. рис. 166) с эксцентриком Э (см. рис. 165), служащим для переключения грузовых режимов. На концы валика надеваются и закрепляются шплинтами рукоятки из труб диаметром при помощи которых устанавливают режимы: груженый Г (ручка вверху; см. рис. 162), средний С (ручка в сторону главной части) и порожний П (ручка вниз). Штифт 8 (см. рис. 166), запрессованный в конец валика переключателя, обеспечивает фиксацию режимов в нужном положении, для чего в камере имеется бобышка с тремя вырезами. Отверстия, необходимые для постановки стержней при отливке внутренней полости резервуара, герметически закрыты двумя заглушками 10.
Рис. 168. Крышка
Ввернутые в корпус камеры штуцера 1, 7 и 6 с накидными гайками 5, наконечниками 3 для труб, резиновыми кольцами 2 и сеточными колпачками 4 предназначены для подключения труб диаметром 3/4 к магистрали, запасному резервуару и тормозному цилиндру.
Отверстие Е (см. рис. 165) в камере служит для подвода электрических проводов при постановке на камеру электровоздухораспределителя в случае применения камеры на другом подвижном составе.
Главная часть состоит из корпуса 1 (рис. 167), в который запрессованы втулки 7 и седло 14 обратного клапана 12. Главный поршень 2 снабжен двумя резиновыми манжетами 3 и для смазывания цилиндрической поверхности корпуса — фетровым кольцом 5 с пружиной 4. Пружина 6 одним концом упирается в выточку корпуса, а другим — в главный поршень'. Первоначальный натяг пружины, равный около 20 кг, обеспечивает принудительное перемещение поршня в крайнее отпускное положение.
В главный поршень ввернут шток 8 с шестью резиновыми манжетами 9 и седлом 26 клапана 27. Последний находится и полости штока с пружиной 28. В праной части корпуса 1 расположен уравнительный поршень 16, уплотненный резиновой манжетой 25 и имеющий фетровое смазочное кольцо 24 с пружиной.
В уравнительном поршне седло клапана 27 имеет атмосферное отверстие диаметром 2,8 мм. На этот поршень опираются режимные пружины: большая 17 и малая 19. Первая регулируется упоркой 20, а вторая — упоркой 21 с винтом 22. Упорка 20 большой пружины крепится винтом 18, который входит в один из двух вырезов ее, а винт 22 закрепляется шплинтом 23, вставляемым в одно из двух отверстий винта и соответствующие прорези в торце резьбовой части упорки 21. Винт 22 одновременно служит ограничителем хода уравнительного поршня 16 и случае перевода режимной упорки 21 с груженого режима на порожний в заторможенном состоянии воздухораспределителя.
На порожнем режиме, когда эксцентрик режимного валика находится в правом крайнем положении, головка винта 22 не доходит до эксцентрика и малая пружина 19 выключается, т. е. не действует на уравнительный поршень 16. На груженом режиме, как указано на рис. 165, эксцентрик Э находится в левом крайнем положении, винт 22 (см. рис. 167) упирается в него и включает малую пружину. На среднем режиме последняя включается только на часть своего полного усилия.
В верху корпуса расположен обратный клапан 12 с резиновым уплотнением 13 и пружиной //; клапан закрыт заглушкой 10. С левой стороны корпуса прикрепляется крышка 30, уплотненная резиновой прокладкой 29. В крышке находится отпускной клапан, состоящий из седла 33 и направляющей 34 клапана, резинового уплотнения 35, клапана 36 и пружины 37. Стержень 31 пружиной прижимается к седлу 32.
Прокладка 15 служит уплотнением между главной частью и привалочным фланцем камеры.
Для регулирования времени зарядки запасного резервуара в магистральный канал корпуса 1 запрессован ниппель с калиброванным отверстием диаметром 1,3 мм.
Крышка (рис. 168) состоит из корпуса 1, заглушки 2, седла 3 и обратного клапана 4 с резиновым уплотнением 5. Между камерой и крышкой ставится прокладка 6, закрепленная двумя винтами 7. В седле 3 клапана имеется калиброванное отверстие а диаметром 0,5 мм.
2. Действие и свойства воздухораспределителя усл. № 270-006.
Схема действия воздухораспределителя показана на рис. 169. Положение рабочих органов на рисунке соответствует зарядке и полному отпуску тормоза. Главный поршень воздухораспределителя разделяет внутреннюю полость на золотниковую камеру ЗК объемом 0,9 л с правой стороны главного поршня и рабочую РК объемом 4,5 л.
Зарядка. Воздух из магистрали 14 через сеточный колпачок 7 широким каналом 6 подходит к обратному клапану 4 и через калиброванное отверстие 5 поступает в золотниковую камеру ЗК и далее через отверстие 1 диаметром 0,5 мм в рабочую камеру РК и к отпускному клапану. Зарядка и питание запасного резервуара при торможении и отпуске происходят по каналу 8 через калиброванное отверстие 9 диаметром 1,3 мм, обратный клапан 3 и канал 11. Благодаря обратному клапану воздух из запасного резервуара попасть обратно в магистраль не может. В крайнем левом положении главного поршня тормозной цилиндр ТЦ и тормозная камера ТК через отверстие 12 в уравнительном поршне сообщены с атмосферой.
Разрядка. При медленном темпе снижения давления в магистрали (около 0,5 ат за 1 мин) воздухораспределитель не срабатывает на торможение, что указывает на мягкость его действия. Происходит это потому, что воздух из золотниковой и рабочей камер не успевает перетекать обратно в магистраль, не создавая необходимого перепада давлений для перемещения главного поршня. Мягкость или нечувствительность действия воздухораспределителя необходима для разрядки тормозов после отцепки локомотива без затормаживания вагонов.
Торможение.
При снижении давления в магистрали темпом 0,06 ат/сек. и выше происходит одновременное снижение давления в золотниковой камере ЗК широким каналом 10 через обратный клапан 4.
Рис. 169. Схема действия воздухораспределителя усл. № 270-006
Как только давление в золотниковой камере понизится на величину около 0,4 ат, необходимую для преодоления усилия пружины и сопротивления главного поршня, последний переместится
вправо на 6—8 мм. При этом манжета главного поршня кромкой перекроет отверстие 1 и прекратит сообщение рабочей камеры с золотниковой.
Клапан 13 внутри штока закроет отверстие 12 и камеру ТК, следователь но, тормозной цилиндр разобщается с атмосферой. При дальнейшем перемещении главного поршня вправо клапан 13 кнутри штока отойдет от своего седла и воздух из запасного резервуара ЗР по каналу 11 поступит в камеру ТК, канал Т и тормозной цилиндр ТЦ. Повышение давления в камере ТК и тормозном цилиндре вызовет перемещение вправо уравнительного поршня, нагруженного одной или двумя режимными пружинами.
После того как разрядка магистрали и золотниковой камеры прекратится, главный поршень остановится, а за ним и уравнительный поршень. Клапан 13 внутри штока сядет на свое седло и разобщит запасной резервуар с тормозным цилиндром. Если в этом положении давление в тормозном цилиндре будет повышаться (например, в случае пропуска клапана), то уравнительный поршень прибора передвинется вправо, откроет отверстие 12, через которое излишний воздух из тормозного цилиндра будет выходить в атмосферу. После этого уравнительный поршень под усилием одной или двух пружин возвратится влево и закроет отверстие 12. Наоборот, если в результате утечек воздуха давление в тормозном цилиндре будет понижаться, то уравнительный поршень переместится влево, отожмет клапан 13 от седла и тем самым сообщит запасной резервуар с тормозным цилиндром. Таким образом, при каждом положении главного поршня воздухораспределителя будет устанавливаться и автоматически поддерживаться определенное давление в тормозном цилиндре вагона.
При разрядке магистрали и золотниковой камеры на 1,5—1,6 ат (а в рабочей камере за счет увеличения объема давление понижается на 0,3 ат), что соответствует полному служебному торможению, главный поршень переместится на 24 мм до упора в торец втулки, а уравнительный поршень — на 17 мм. Дальнейшее снижение давления в магистрали не вызовет повышения давления в тормозном цилиндре, а только приведет к излишнему выпуску воздуха из нее.
В зависимости от регулировки режимных пружин предельное давление в тормозном цилиндре установится на порожнем режиме 1,2—1,6 ат, на груженом 3,8—4,3 ат и на среднем 2—3 ат. Время наполнения тормозных цилиндров до давления около 2 от на груженом режиме и около 0,8 ат на порожнем зависит от темпа разрядки магистрали и золотниковой камеры, а дальше — от размера отверстия 2 диаметром 1,7 мм в плунжере.
Отпуск. При повышении давления в магистрали воздух через калиброванное отверстие 5 в седле обратного клапана поступает каналом 10 в камеру ЗК, главный поршень перемещается влево и клапаном сообщает тормозной цилиндр с атмосферой через отверстие 12. При таком перемещении главного поршня повышается давление воздуха в рабочей камере вследствие уменьшения ее объема. Выравнивание усилий с обеих сторон поршня приведет к его остановке, а следовательно, и к прекращению выпуска воздуха из тормозного цилиндра — произойдет ступень отпуска. При дальнейшем повышении давления в магистрали получатся следующие ступени отпуска, а полный отпуск наступит после того, как давление в магистрали будет на 0,2 ат ниже зарядного.
Отпуск пониженным давлением (по сравнению с зарядным) увеличивает надежность отпуска тормозов в хвостовой части поезда. Время полного отпуска определяется диаметром отверстия 5 и величиной отпускного давления в магистрали. Так. после полного служебного торможения с зарядного давления 5,0 ат полный отпуск до 0,4 ат в тормозном цилиндре происходит за 10—13 сек при отпускном давлении 6,5 ат и при поездном положении ручки крана машиниста за 15—18 сек.
Отпуск тормоза вручную. Для отпуска тормоза вручную нужно на 3—5 сек отжать в сторону стержень отпускного клапана. Произойдет быстрый выпуск воздуха из рабочей камеры и главный поршень переместится в отпускное положение.
Основные свойства воздухораспределителя усл. № 270-006 Этот прибор относится к группе прямодействующих тормозов со ступенчатым торможением и ступенчатым отпуском. Конструкция его клапанно-поршневая, при этом клапаны и поршни имеют мягкое (резиновое) уплотнение без притирки при сборке.
Воздухораспределитель имеет три режима в зависимости от разгрузки вагона и ограничения предельного давления в тормозном цилиндре.
Наполнение тормозных цилиндров при служебных торможениях примерно до 50% максимального давления в зависимости от темпа разрядки магистрали позволило осуществить выравнивание по поезду времени наполнения тормозных цилиндров и, следовательно, улучшить плавность торможения поездов.
При наличии высокой чувствительности в процессе торможения и отпуска воздухораспределитель имеет высокую мягкость — 0,5 ат/мин.
Ввиду малой длины составов в воздухораспределителе не применяется служебная и экстренная разрядки магистрали, однако высокая чувствительность главного поршня и пауза в начале торможения обеспечивают эффективное распространение торможения (между давлением 0,5 ат в главном и хвостовом тормозных цилиндрах) со скоростью 150 м/сек.
Облегчение отпуска после ступени или полного, торможения у воздухораспределителя усл. № 270-006 составляет 0,2 ат. Улучшение отпуска повышает управляемость тормозами и позволяет машинисту регулировать движение при малых скоростях без остановки поезда.
Обратный клапан на пути воздуха из магистрали в запасной резервуар обеспечивает высокую неистощимость благодаря питанию запасного резервуара при всех процессах торможения и отпуска и сохраняет воздух в запасном резервуаре при маневровой работе и отцепке вагона.
Осмотр и ремонт воздухораспределителей усл. № 270-006 в поездах, проверка их состояния, проверка и установка режимов торможения, опробование и расчет автотормозов, а также управление автотормозами остаются одинаковыми с обслуживанием воздухораспределителей усл. № 270-002, 135, 320 и выполняется в соответствии с Инструкцией по содержанию и применению автоматических тормозов на вагонах в эксплуатации.
Неисправности, причины и способы их устранения у воздухораспределителя усл. № 270-006 приведены в табл. 39.
Таблица 39
Признаки неисправности | Причины неисправности | Способы устранения |
Тормоз несрабатывает | Пропуск воздуха во фланцах, заглушках или в выпускном клапане. | Устранить утечки, перетормозить, осмотреть и очистить сетку в магистральном штуцере |
Пропуск воздуха в атмосферный канал камеры | Попадание под клапан посторонних частиц | Перетормозить служебной разрядкой магистрали. |
Пропуск воздуха выпускным клапаном | Попадание под уплотнение клапана посторонних частиц, заедание стержня клапана, нет зазора между хвостовиком клапана и толкателем | Несколько раз продуть клапан подергиванием за поводок. Если пропуск не устраняется, сменить главную часть |
Самопроизвольный отпуск тормоза после ступени торможения | Утечка воздуха из рабочей камеры | Проверить плотность привалки главной части, крышки главной части и выпускного клапана, заглушек в камере, устранить утечки |
Нет отпуска или медленный от | Засорение калиброванных | Сменить крышку. Если после этого отпуск не улучшается, сменить главную часть, проверить состояние сетки и очистить ее |