Глава X
УСТРОЙСТВО И РЕМОНТ КУЗОВОВ ГРУЗОВЫХ ВАГОНОВ
1. УСТРОЙСТВО КУЗОВОВ
Кузова вагонов служат для размещения в них грузов. Устройство кузовов узкоколейных вагонов весьма разнообразно и зависит от рода перевозимого груза. Для перевозки сухих грузов применяются крытые, платформы и полувагоны, а для перевозки наливных грузов — цистерны.
Кузов крытого вагона состоит из стоек, верхних и нижних обвязочных брусьев, соединенных между собой стойками и прочно связанных с рамой вагона и образующих остов кузова или обрешетку. Обрешетка кузова зашивается досками обшивки.
Кузова грузовых вагонов по конструкции обрешетки делятся на: кузова, не воспринимающие вертикальные нагрузки от веса вагона, груза и от вертикальных составляющих динамических сил (от действия ветра и центробежных сил);
кузова с обрешетками, воспринимающими вертикальные нагрузки.
К первой группе кузовов относятся главным образом старые нагоны с деревянными обрешетками и с деревянной обшивкой, а ко второй — все кузова новых конструкций вагонов (крытые, хопперы и др.), обрешетка которых представляет раскосно-стоечную конструкцию, жестко связанную в узлах между ее элементами и с рамой вагона.
Кузов четырехосного крытого вагона грузоподъемностью 16,5 т постройки завода Веймар имеет металлическую обрешетку (рис. 170), состоящую из стоек, верхних продольных поясов и раскосов. Нижние концы стоек и раскосов с боковых сторон вагона прикреплены к боковым продольным балкам, а с лобовых — к буферным. Верхние концы стоек и раскосов соединены заклепками с верхней металлической обвязкой.
Обшивка кузова деревянная. Доски ее прикрепляют к стойкам и раскосам болтами гайками наружу. На промежуточных стойках и раскосах болты ставят через одну доску обшивки, а на угловых и дверных стойках — в каждую доску. Доски пола к хребтовым балкам прикрепляют болтами 1/2 и скобами (цапфами) с шипами.
Потолочные дуги делают из швеллеров (80 x 43 x 5 мм), между полками которых вставлены деревянные брусья, а к последним прибиты доски опалубки крыши, поверх которой уложена остальная кровля.
Внутри вагона на болтах 3/8" прикрепляют несъемные настенные доски, на которые при необходимости укладывают приспособления для перевозки людей. Несъемное оборудование (рис. 171) состоит из восьми настенных досок шириной 175—220 мм и толщиной 50 мм, привинченных болтами 3/8" к стенам вагона. У верхнего края досок делаются вырезы, в которые вставляются закладные и коновязные доски (у дверных стоек). Съемное оборудование изготовляется из сосновых досок длиной, равной внутренней ширине вагона.
Двери устраиваются у крытых вагонов с каждой продольной стороны вагона. Просвет для двери делается шириной 1830 мм, а высота двери — равной высоте кузова (до обвязочного бруса).
Люки устроены в продольных стенах вагона по два с каждой стороны. Закрываются они стальными ставнями толщиной 3 мм, прикрепленными на петлях. Запираются люки запорами стандартного типа.
Кузов крытого вагона грузоподъемностью 20 т постройки Алтайского завода имеет металлическую обрешетку кузова и обшивку стен, укрепленную болтами. Несъемного настенного оборудования эти вагоны не имеют. Внутри Кузова имеются несъемные задвижные хлебные щиты, а в полу четыре разгрузочных люка. В остальном устройство кузова аналогично описанному.
У платформ вместо кузова имеются продольные и попереч ные борта и настил пола, а у тормозных платформ, кроме того, тормозные будки с сиденьями и тормозными щитками.
Рис. 171. Несъемное оборудование четырехосного вагона грузоподъемностью 16,5 т постройки 1953 г.
У четырехосных платформ грузоподъемностью 8,2 т типа 1949 г. пол изготовлен из досок толщиной 45 ммм , по краям армирован металлическими угольниками сечением 40 X40X5 мм и через них прикреплен к балкам рамы болтами 1/2. Платформа оборудуется съемными бортами из досок толщиной 45 мм, которые для жесткости армируются металлическими скобами (петлями). К этим скобам внизу приварены штыри, которыми борта заводятся в отверстия петель-угольников, укрепленных на боковых и буферных балках рамы. Торцовые борта цельные, а боковые — составные по три с каждой стороны. Соединение бортов Между собой, когда они установлены вертикально вверх, осуществляется угловыми скобами и крючками. На боковых бортах прикреплены упорные планки, которые опираются на кронштейны боковых продольных балок. Высота боковых и торцовых бортов 300 мм.
У четырехосных платформ грузоподъемностью 10 т типа 1953 г. настил пола состоит из досок толщиной 50 мм, по краям армирован металлическими угольниками сечением 60 X 40 х 5 мм. С каждой боковой стороны платформы поставлено по три вращающихся на шарнирах борта. Торцовые борта цельные. При разгрузке боковые борта откидывают вниз, а торцовые кладут на кронштейны буферных балок. В рабочем положении (вертикально вверх) борта удерживаются угловыми скобами и крючками, а также боковыми упорными планками, которые укреплены на бортах и опираются на кронштейны боковых продольных балок. Высота бортов: боковых 400 мм, торцовых 300 мм. На боковых продольных балках и буферных балках снаружи прикреплены скобы, применяемые для стоек, увязочные кольца и отбойные бортовые пружины.
У платформ грузоподъемностью 8,2 т постройки Усть-Катавского завода высота боковых и торцовых бортов 270 мм.
Для лучшего использования грузоподъемности платформ в вагонных депо при периодических видах ремонта производится модернизация бортов. Вместо одного бокового борта высотой 230 мм ставятся с каждой стороны вагона два борта, наращенных до 410 мм. Торцовые борта наращивают до 270 мм.
Четырехосные платформы грузоподъемностью 20 т имеют настил пола из досок толщиной 50 мм, уложенных поперек рамы и соединяющихся в четверть. По краям пол армирован угольниками сечением 45 X 45 X 5 мм и прикреплен через них к боковым продольным буферным балкам болтами 1/2", а к хребтовой балке — специальными скобами.
Эти платформы оборудованы боковыми и торцовыми бортами, которые выполнены из досок толщиной 50 мм, армированных для жесткости петлями и скобами. Борта подвешены на нижних шарнирах и в вертикальном положении удерживаются крючками и скобами запорного механизма. Боковые борта составные (из трех частей по длине вагона) и откидываются вниз, а торцовые — внутрь, ложась на пол платформы. Высота боковых бортов 500 мм, торцовых 300 мм.
На боковых продольных и буферных балках укреплены скобы для установки съемных металлических стоек, необходимых при перевозке лесоматериалов, отбойные пружины для боковых бортов и увязочные кольца для крепления брезента или проволоки. Съемные стойки состоят каждая из двух угольников сечением 60X40X6 мм, сваренных в замкнутый трубчатый профиль.
Кузов сварного цельнометаллического хоппера грузоподъемностью 18 т типа 1951 г. состоит из двух торцовых стен, армированных стойками из угольников, двух средних поперечных стен, разделяющих вагон на две части по длине, и боковых продольных обвязок — верхней и нижней. К верхней обвязке кузова шарнирно на петлях подвешены двери, по две с каждой стороны вагона. Пол вагона, состоящий из стальных листов, двускатный, с наклоном в каждую сторону под углом 40.
Обшивка пола, дверей и лобовых стен имеет толщину 4—6 мм. Разгрузочный механизм обслуживает пару дверей, расположенных с одной стороны вагона (рис. 172).
Кузов четырехосного саморазгружающегося хоппера грузоподъемностью 16,5 т т и п а 1938 г. состоит из шести продольных откидных бортов, по три с каждой стороны вагона; верхних продольных и поперечных обвязок из угольников 90 X 60 х 10 мм; лобовых стен, армированных угловыми и средними стойками из угольников 120 X 120 X 10 и 65 X 65 X 10 мм; средних боковых стоек из швеллеров № 14; верхних поперечных затяжек кузова (для предохранения верхних обнизок от распора) и каркаса двускатного пола из изогнутых швеллеров № 24. Дверь с металлическим каркасом из угольников вверху подвешена шарнирно на петлях к обвязке кузова, а внизу запирается крючками на обвязке рамы. Вся обшивка вагона состоит из досок толщиной 50 мм. Пол имеет угол наклона 35°.
С 1953 г. парк изотермических вагонов узкой колеи 750 мм значительно пополнился четырехосными цельнометаллическими изотермическими вагонами грузоподъемностью 15 т постройки завода г. Баутцен. Внутренняя длина кузова 7050 мм, ширина внутри 1 960 мм и снаружи 2160 мм. Высота кузова внутри от пола вагона 2 000 мм.
Кузов вагона изготовляется сварной цельнометаллической конструкции. Боковые и торцовые стены, крыша и пол вагона изолированы плитами ипорки (мипоры), обернутой в перфоль. Плиты миноры плотно укладываются одна к другой без зазоров. Внутри поверх изоляции вагон обшит сосновыми досками 1 (рис. 173) в шпунт 11 и гребень. Толщина досок для стен 15 мм и для потолка 12 мм. Вагон имеет два кармана для льда, расположенных у торцовых стен вагона. Вес льда 2 м.
Внутри все изотермические вагоны имеют по 16 металлических напольных решеток (на шарнирах). Посередине вагона в дверном проеме имеется печная разделка.
Цистерны вместо кузова имеют бак цилиндрической формы, установленный на раме узкоколейных вагонов. Цистерны емкостью котла 20 м3 строятся с 1960 г. Демиховским машиностроительным заводом безрамной конструкции сварными из отдельных обечаек.
Рис. 173. Разрезы стен изотермического вагона грузоподъемностью 15 т: а — боковой; б — торцовой и горизонтальной плоскости; в — торцовой в вертикальной плоскости; 1 — доски обшивки; 2 — бруски; 3 — плиты изоляции; 4 — пол; 5 — рамп; 6 — наружная металлическая обшивка