Содержание материала

Глава 1
РАЗВИТИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОГО СТРОИТЕЛЬСТВА УЗКОКОЛЕЙНЫХ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ

Железные дороги всех видов тяги, ширина колеи которых меньше 1 524 мм в СССР и меньше 1 435 мм в других странах, называются узкоколейными железными дорогами.
Такие дороги имеются во всех странах мира. Узкоколейная дорога может быть лучше применена к рельефу местности, требует меньше земляных работ, затрат на искусственные сооружения. Поэтому ею пользуются там, где постройка ширококолейной дороги невозможна или связана с весьма крупными затратами.
Первая узкоколейная дорога общего пользования шириной колеи 1 067 мм в России была построена в 1871 г. от Новгорода до Чудова (73 км), а в 1878 г. продолжена на 96 км до Старой Руссы.
В 1872 г. такую дорогу построили от Ярославля до Вологды (209 км), продлив ее впоследствии до Архангельска (625 км).
В России в то время подвижной состав для узкой колеи никто не строил. Паровозы и вагоны приходилось приобретать из других стран по очень высокой цене.
Дороговизна рельсов, их скреплений, шпал, подвижного состава, полосы отчуждения порождала стремление приобретать железнодорожное оборудование, детали и устраивать полосу отчуждения меньших размеров, что было дешевле. В результате дороги строились с разнообразной шириной колеи. Если 1 344 км государственных узкоколейных дорог имели 4 размера колеи — 750, 914, 917 и 1 000 мм, то 5 000 км частных дорог — 32 размера, часто отличавшихся друг от друга на 1—2 мм.
С 1890 г. после некоторого перерыва в постройке за короткое время было сооружено около 2 000 км узкоколейных дорог, в том числе между населенными пунктами: Покровская Слобода — Уральск с ветками к Пугачевску и Александрову Гаю (666 км) шириной колеи 1 067 мм; Валга — Пярну, примыкающая к линиям Таллин (Ревель) — Тапа, Валга — Рига (в настоящее время входит в состав Прибалтийской дороги); Тула — Лихвин (112 км); Рязань — Владимир (209 км). Кроме того, были построены южные подъездные пути (теперешнее Гайворонское отделение Юго-Западной дороги) длиной 565 км, шириной колеи 750 мм и др.

Дороги строились без всякого плана и учета возможностей будущего развития, поэтому большая часть их в последующем была переделана на широкую колею.
Протяженность узкоколейных дорог общего пользования на всем земном шаре составляла к 1890 г. около 65000 км, к 1912 г. — 185 000 км, к 1926 г. — 260000 км и к началу 1958 г. — 270 311 км.. В настоящее время в разных странах мира имеются узкоколейные дороги шириной колеи 381, 384, 600, 610, 615, 686,750, 760, 762, 785, 799, 800 , 891, 900, 914, 915, 950, 1 000, 1 050, 1 055, 1 060, 1 067, 1 093, 1 219 и 1 382 мм.
Протяженность всех русских узкоколейных дорог общего пользования в 1906 г. составляла 4 450 км; в 1912 г. она снизилась до 4 000 км, в 1927 г. — до 1 344 км, а к 1 января 1928 г. в СССР была равна 1 023 км (шириной колеи 1 000 мм — 125 км, а шириной 914 мм — 128 км и 750 мм — 770 км), что составило примерно 1,5% эксплуатационной длины всей железнодорожной сети СССР.
В 1935 г. протяженность узкоколейных дорог шириной колеи 750 мм Народного комиссариата путей сообщения (НКПС) составляла 943 км, в том числе на Юго-Западной дороге 565 км. Протяженность дорог шириной колеи 914 мм составляла 129,07 км, из них на Закавказской дороге участок Боржоми — Бакуриани 37,33 км и на Юго-Западной дороге — участок Попельня — Сквира 38,4 км (в 1957 г. перестроена на колею 750 мм).
С 1936 г., протяженность узкоколейных дорог НКПС заметно увеличивается и на 1 января 1941 г. составляла 3 978 км. На конец 1958 г. эксплуатационная длина их возросла до 4 600 км, а в 1961 г. составила 5 166 км (ширина колеи 750 мм), что составляет 4,2% по отношению ко всей железнодорожной сети СССР.
В СССР колея шириной 750 мм получила наибольшее распространение и была принята в качестве стандартной (ОСТ 4938); по особому разрешению может допускаться ширина колеи 1 000 мм. Стандарт является обязательным для всех узкоколейных дорог, строящихся и существующих, а также при перестройке их на другую колею.            
Технические условия проектирования и сооружения узкоколейных дорог общего (МПС) и необщего (разные министерства) пользования впервые были изданы в 1922 г., а для дорог шириной колеи 750 мм — в 1931 г.
Узкоколейные дороги шириной колеи 750 мм находятся на 12 дорогах: Прибалтийской, Белорусской, Московской, Львовской, Юго-Западной, Одесской, Приднепровской, Закавказской, Куйбышевской, Казахской, Южно-Уральской и Забайкальской.
Протяженность узкоколейных дорог шириной колеи 750 мм, обслуживающих предприятия промышленности, составляет около. 50 тыс. км. Примерно 50% этих дорог приходится на долю лесной промышленности и около 20% — на долю топливной. По узкоколейным дорогам перевозится в год более 300 млн. т различных грузов.

Узкоколейные дороги общего пользования, находящиеся в системе Министерства путей сообщения (МПС) и включенные в действие общих тарифов, обслуживают замкнутые районы промышленного и сельскохозяйственного значения со сравнительно небольшим грузооборотом и объемом перевозок.
Дороги узкой колеи имеют ряд недостатков: необходимость перегрузки грузов из вагонов одной колеи в вагоны другой, что, кроме самой стоимости перегрузки, вызывает значительные простои вагонов; невозможность маневрирования подвижным составом в периоды затишья перевозок на данном участке, что в случае большой сезонной неравномерности движения ухудшает использование подвижного состава; небольшие веса поездов и скорости движения, вызывающие необходимость обращения большого количества поездов для выполнения заданного грузооборота.