Смазка к трущимся поверхностям шейки оси и подшипника в буксах узкоколейных вагонов подается подбивочными концами или польстерами.
Концы. Для заправки букс употребляются валики и хлопчатобумажные концы. Подбивочные концы и валики должны отвечать по качеству техническим условиям и могут применяться для заправки букс только в пропитанном виде. До пропитки подбивочные материалы просушиваются в сушильном шкафу при 60—70° С не менее 3 ч, очищаются от пыли и мелочи путем встряхивания и разборки на вибрационном стенде или на столах сортировки.
Рис. 100. Польстер
В подбивочных концах обрезки и нитки длиной менее 15 см не допускаются, так как они легко могут отделиться от всей массы подбивки и попасть под подшипник. Концы не должны содержать влаги более 8%, жиров свыше 2% и золы более 2%. 1 кг новых подбивочных концов должен впитать в себя не менее 4—5 кг смазки при определенном режиме пропитки. Подбивка должна обладать упругостью и капиллярностью.
Благодаря упругости, т. е. способности пружинить, пропитанные подбивочные концы все время находятся в соприкосновении с осевой шейкой и, прижимаясь к ней, смазывают ее, обеспечивая непрерывный и в достаточном количестве подвод смазки к поверхности шейки и подшипника.
Капиллярностью называется свойство смазки подниматься по узеньким трубочкам (капиллярам) фитилей польстера или волокон подбивки к шейке оси на значительную высоту над уровнем смазки, находящейся в буксе.
Польстеры. В вагонах грузоподъемностью 9 т постройки завода Аммендорф в цельнолитых открытого типа буксах вместо подбивки применяются польстеры.
Польстер состоит из каркаса и смазывающей щетки-подушки. Нижняя пластина 1 (рис. 100) служит основанием корпуса польстера. Изготовлена она из стали Ст. 0 толщиной 2 мм, размерами 50 X 100 мм и имеет загнутые кверху концы высотой 5 мм. Сверху к ней точечной сваркой приварены по кругу четыре лапки в виде угольников (по одной в секторе), служащие для заведения и удержания в них спиральных пружин. К пластине между спиральными пружинами приклепана планка 2 для ограничения поперечного перемещения польстера в буксе. На нижней пластине укреплены две спиральные пружины 3, на которых закреплена верхняя пластина 4 каркаса. В этой пластине имеются четыре круглых отверстия диаметром 14 мм, через которые пропускаются фитили, и по кромкам мелкие круглые отверстия, служащие для пришивания подушки.
Спереди к верхней пластине приделана скоба 5, за которую польстер вытаскивают из буксы. К верхней пластине швейными нитками или тонким шпагатом пришивают шерстяную подушку 6 с фитилями 7 длиной 90 мм.
Собранный польстер пропитывают смазкой и вставляют в буксу, при этом его сжимают, заводят под передний бурт шейки оси и затем проталкивают так, чтобы вся подушка прилегла к шейке оси по всей длине, а фитили находились в нижней части буксы.
Ремонт и постановка подшипников скольжения, хранение и применение вагонных смазок и буксовых подбивочных материалов 58 производятся в соответствии с Инструкцией МПС № 38-61.