Содержание материала

В процессе эксплуатации рама вагона подвергается износу, повреждениям и коррозии металла. В рамах четырехосных грузовых вагонов встречаются: трещины и изгибы буферных балок; общий вертикальный прогиб рамы в средней части или на консолях; прогиб боковых продольных и хребтовых балок в горизонтальной плоскости между буферной и шкворневой балками; трещины и взносы вертикальных полок швеллеров хребтовых балок в местах установки поглощающего пружинного аппарата; продавливание шкворневых балок в местах установки пятников; трещины по сварным швам пятников и армировочных листов шкворневых балок; трещины буферных балок.
В рамах цистерн емкостью котла 18 м3 наблюдаются изгибы и изломы хребтовых балок, изгибы шкворневых балок в горизонтальной плоскости и изломы в местах приварки усиливающих надпятниковых накладок.
У безрамных цистерн емкостью котла 20 м3 постройки Демиховского завода бывают: изломы в консольной части верхней полки со стороны шкворневой балки в местах перехода от подогнутой части, приваренной к котлу, к горизонтальной полке швеллера; обрывы предохранительных и поддерживающих устройств тормозного оборудования, прикрепленного к котлу; прогибы и трещины сварных швов обечаек (барабанов) котла.
Рамы изотермических вагонов подвержены повреждениям коррозией, особенно их консольные части. Соляный раствор, затекая на пятник, коррозирует его поверхность. Это в свою очередь вызывает большие зазоры между пятником и шкворневой балкой. Заклепки, прикрепляющие пятник к шкворневой балке, под влиянием раствора приходят в негодность.

Трещины и изломы продольных боковых, буферных и поперечных балок могут получаться от неправильной эксплуатации и небрежного обращения с вагонами при маневрах, погрузке и выгрузке тяжеловесных грузов; недоброкачественного ремонта и перегрузки вагонов сверх установленной грузоподъемности.
При капитальном и годовом ремонте вагонов рамы очищают от грязи, ржавчины и осматривают. Металлические части, поврежденные коррозией более чем на 30% поперечного сечения, должны быть заменены новыми.
Все обнаруженные трещины в металлических балках разделывают и заваривают или исправляют приклепкой или приваркой планок, коробок.
Толщина усиливающих планок или коробок при постановке на заклепках должна быть на 10% больше толщины металла исправляемой части. Планки эти должны ставиться во всю ширину или высоту указанной части. Заклепки необходимо применять диаметром, соответствующим толщине скрепляемых частей, и располагать в шахматном порядке. Количество заклепок с каждой стороны трещины должно быть таким, чтобы суммарная площадь их сечения была не менее площади сечения накладки. Во всех случаях, когда это возможно, накладки должны ставиться с двух сторон с общей суммарной толщиной на 10% более исправляемой части.
Погнутые балки рамы нужно выправлять. Допускается оставлять без исправления прогибы металлических балок рамы вагона, не превышающие 20 мм для продольных и 10 мм для буферных и поперечных балок при капитальном ремонте вагонов; 30 мм для продольных и 20 мм для буферных и поперечных при годовом ремонте вагонов^ Прогиб буферных и поперечных балок более 15 мм в горизонтальном и вертикальном направлениях в пассажирских вагонах устраняется правкой.
Все соединения рамы должны быть осмотрены, сварные швы проверены, ослабшие заклепки переставлены, а недостающие пополнены. Подчеканка, заварка и замена заклепок болтами не допускаются. Не допускается при ремонте замена отдельных узлов клепаных рам сварными конструкциями, а у сварных рам — клепаными.
При подготовке вагонов к постановке в поезда и при текущем ремонте вагонов производится наружный осмотр рамы для выявления и устранения изломов, трещин и прогибов балок, а также разработанных отверстий.
Запрещается ставить в поезда вагоны, имеющие излом или трещину, выходящую с горизонтальной на вертикальную полку у хребтовой, боковой продольной, шкворневой или у буферной балки, и изломы поручней для сцепщиков, поручней и подножек тормозных площадок.

ПРОВЕРКА РАМ

После ремонта рамы проверяют, для чего используют длинные металлические линейки, угольники с длинными полками и металлическую проволоку. Рама не должна иметь перекосов и прогибов  балок сверх размеров, допускаемых правилами ремонта и приведенных в табл. 27.


Таблица 27

Вид ремонта вагона

Размеры прогибов в мм

в боковых продольных балках в вертикальном направлении

в поперечных и буферных балках в горизонтальном направлении

по концам

посередине

Капитальный ..

15

20

10

Годовой

25

30

20

Для проверки прямолинейности швеллеров рамы натягивают проволоку по одной из кромок продольной балки и укрепляют ее на концах струбцинками. Отклонение балки от натянутой проволоки указывает на наличие вертикального или горизонтального прогиба.
Накладыванием линейки проверяют продольные боковые и буферные балки для выявления в них местных изгибов в горизонтальном и вертикальном направлениях. Затем проверяют параллельность боковых продольных и буферных балок. Правильность прямоугольной формы рамы проверяют по диагоналям рамы. Допускается перекос по диагонали при капитальном ремонте не более 5 мм.
Перпендикулярность буферных балок по отношению к боковым продольным балкам рамы может быть проверена угольником с длинной полкой, приложенным к углам рамы, образуемым буферными и боковыми продольными балками.