Рис. 132. Букса с наличниками и буксовыми направляющими:
а и а', b и b' —зазоры между наличниками и буксовыми направляющими
Наиболее характерными неисправностями тележек цельнометаллических пассажирских вагонов являются: сработка трущихся поверхностей буксовых челюстей, направляющих пазов букс, вертикальных и горизонтальных скользунов; ослабление заклепок балансиров; просадка, изломы пружин и рессор; прогибы и трещины и изломы в отдельных частях рамы; вывертывание и ввертывание смотровой пробки крепительной крышки в буксах с подшипниками качения во время движения поезда, что приводит к повреждению буксового узла.
При ремонте тележки полностью разбираются, колесные пары, буксы с роликоподшипниками подаются в роликовое отделение колесного цеха для производства осмотра и ремонта. Места изгибов балансиров очищаются до металлического блеска и проверяются дефектоскопом. Трущиеся части тележек, например, пятники, подпятники, горизонтальные и вертикальные скользуны, детали люлечного подвешивания и рычажной передачи в процессе сборки должны быть смазаны солидолом или техническим вазелином.
Рама и все детали тележек очищаются от грязи и смазки, тщательно осматриваются и обмеряются для определения пригодности к дальнейшей работе; проверяются сварочные швы, болтовые и заклепочные соединения. Обнаруженные неисправности устраняются, а негодные для ремонта части заменяются новыми.
Буксовые направляющие очищаются и осматриваются, изношенные заменяются новыми или восстанавливаются электродуговой сваркой с последующей механической обработкой. Эти направляющие допускается оставлять без ремонта, если зазор между ними и буксовыми наличниками не превышает 4 мм в сумме с обеих сторон вдоль и поперек оси колесной пары (рис. 132).
Зазор между буксовыми направляющими и наличниками букс в сумме с обеих сторон вдоль и поперек осн колесной пары при восстановлении и обработке направляющих должен быть не менее 2 мм и не более 3 мм.
Рис. 133. Способы проверки положения буксовых направляющих
Важную роль имеет правильная установка буксовых направляющих на раму тележки. При этом должны соблюдаться следующие условия:
разность расстояний между центрами буксовых проемов по базе для двух сторон одной тележки не должна быть больше 2 мм (рис. 133, а);
расстояние между центрами проемов вдоль оси колесной пары не должно отклоняться от номинальных размеров больше чем на 2 мм. Разность этих расстояний с обоих концов тележки не должна быть больше 2 мм (рис. 133, б);
разность расстояний между центрами проемов по диагонали не должна быть больше 4 мм (рис. 133, в);
рабочие грани всех направляющих с каждой стороны тележки должны быть в одной плоскости; допускаются отклонения не более 1 мм (рис. 133, г);
направляющие попарно (правые и левые) для одной колесной пары должны находиться в одной плоскости, перпендикулярной продольной оси тележки; отклонения допускаются не более 1 мм (рис. 133, д);
отклонение направляющих попарно от вертикальной плоскости тележки допускается не более 1 мм (рис. 133, е).
Перпендикулярность буксовых направляющих допускается регулировать постановкой прокладок (с отверстиями для болтов рамы тележки) из листовой стали толщиной до 2 мм между верхним поясом и торцом направляющей.
Люлечное подвешивание тележки разбирается, очищается и осматривается. Шейки подлюлечных балок, подвески и валики люльки очищаются до металлического блеска и проверяются дефектоскопом.
Подлюлечные балки не должны иметь погнутости, трещин или износов шеек более 2 мм по диаметру. Износ люлечной подвески в отверстии не должен превышать 2 мм.
Разрешается производить наплавку электродуговой сваркой электродами Э-42 шеек подлюлечных балок с последующей механической обработкой при условии, что суммарный износ по диаметру не превышает 5 мм, и люлечных подвесок в отверстиях с последующей рассверловкой при износе не более 4 мм на сторону. При больших взносах подлюлечные балки и люлечные подвески ремонту не подлежат, а заменяются новыми.
Валики люлечного подвешивания не должны иметь выработку более 2 мм по диаметру. При выработке до 3 мм на сторону разрешается восстанавливать их электронаплавкой с последующей механической обработкой. При износе более 5 мм по диаметру валики ремонту не подлежат, а заменяются новыми.
Износ отверстия для валика не должен превышать 3 мм. При большем износе стенки отверстия растачиваются и в них запрессовываются втулки с толщиной стенки 3 мм. Втулки люлечных подвесок с износом более 2 мм по диаметру заменяются новыми.
Боковые плоскости балансиров тележки с выработкой до 3 мм в сумме с обеих сторон могут быть оставлены без исправления. При выработке более 3 мм в сумме с обеих сторон плоскости балансиров должны быть наплавлены газовой сваркой с последующей механической обработкой до альбомных размеров и испытанием дефектоскопом. Балансиры, имеющие износ более 8 мм в сумме с обеих сторон или трещины, ремонтировать запрещается; они должны быть заменены новыми. Изогнутые балансиры выпрямляются в горячем состоянии. Ослабшие заклепки заменяются новыми. Обварка и подчеканка ослабляющих заклепок балансиров запрещаются.
Предохранительные скобы, имеющие трещины, заменяются новыми альбомных размеров. Допускается износ (протертость) дуг предохранительных скоб по толщине не более 2 мм от альбомных размеров. Износ хвостовиков этих скоб допускается не более 2 мм по диаметру от альбомных размеров.
Надрессорные и подрессорные балки проверяются и при необходимости ремонтируются сваркой в соответствии с требованиями
Технических условий на производство сварочных работ при ремонте вагонов.
Пятники и подпятники осматриваются и при большом износе ремонтируются сваркой с последующей механической обработкой. Допускается оставлять без ремонта, если равномерный износ каждого из них не превышает 4 мм. Неравномерные износи и задиры на пятниках и подпятниках не допускаются.
Замок полушкворней проверяется; износ их допускается не более 2 мм; при износе до 4 мм их разрешается восстанавливать наплавкой с последующей механической обработкой.
Горизонтальные скользуны с резиновыми прокладками вынимаются и осматриваются. Резиновые прокладки по мере износа скользунов заменяются новыми из морозостойкой резины. Равномерный износ вкладышей скользунов по высоте допускается не более 5 мм. Вкладыши, имеющие износ по высоте более 5 мм или трещины, заменяются новыми. Разрешается постановка под коробки скользунов стальных прокладок толщиной от 2 до 6 мм.
Суммарные зазоры между вертикальными скользунами поперечных балок и надрессорной балкой тележки должны быть от 4 до 6 мм.
При постановке букс необходимо, чтобы они были однотипными, место на потолке буксы для вкладыша было чистым и имело ровную поверхность, буксовые крышки плотно прилегали к буксам, пылевые шайбы были исправны.
Выработка паза наличников букс вдоль и поперек колесной пары допускается не более 2 мм, при этом расстояние между серединами направляющих должно быть равным расстоянию между серединами наличников собранных букс на колесной паре, сдвинутых в одну сторону. При несоблюдении этих правил наличники букс заменяются новыми.
Подшипники должны быть пригнаны по диаметру и длине шейки оси. Разбег подшипника вдоль шейки должен быть от 2 до 4 мм. Износ корпуса подшипника по толщине допускается не более 3 мм.
Разница в диаметрах по кругу катания колесных пар одной тележки допускается не более 10 мм, а у двух тележек — не более 20 мм.
Ремонт и испытание листовых рессор и пружин должны производиться в соответствии с Техническими указаниями по ремонту вагонных листовых рессор и пружин №