Пассажирский парк дорог узкой колеи 750 мм в основном состоит из цельнометаллических пассажирских вагонов, под которые подкатываются тележки с двойным рессорным подвешиванием. На рис. 128 показана тележка для цельнометаллического пассажирского вагона узкой колеи 750 мм постройки Калининского вагоностроительного завода. Рама сварной конструкции состоит из двух продольных, надрессорной и двух концевых поперечных балок. Продольные балки замкнутого коробчатого сечения сварены из двух швеллеров № 10, перекрытых сверху и снизу 10-мм стальными полосами. К продольным балкам с внутренней и наружной сторон приварены буксовые лапы, вырезанные из листа толщиной 10 мм, а также уголок 60Х60X8 мм для крепления рессорных кронштейнов.
Надрессорная балка состоит из двух вертикальных листов толщиной 8 мм, перекрытых сверху и снизу листом сечением 180 X 8 мм . В месте постановки подпятника верхний лист имеет уширение до 300 мм. Листы надрессорной балки сварены встык. Концевые балки к середине вогнуты, имеют замкнутое коробчатое сечение и состоят из двух вертикальных и двух горизонтальных верхних и нижних листов сечением 100 X 8 мм.
Рис. 128. Тележка пассажирского цельнометаллического вагона постройки Калининского завода
Между буксовыми лапами ставятся на трех приточенных болтах буксовые челюсти шириной 100 мм и с просветом между ними 222 мм. Надбуксовые рессоры применены шестилистовые безушковые. Тележка имеет рычажную передачу с наружным прижатием тормозных колодок. Колесные пары ставятся диаметром по кругу катания 540 мм.
Размеры тележки: длина рамы 2 320 мм, ширина рамы 1 185 мм, база 1 150 мм, расстояние между серединами скользунов 1 085 мм. Вес тележки 1 375 кг.
Шкворень тележки изготовлен по типу цельнометаллических вагонов широкой колеи и состоит из двух полушкворией, одного клина, одной шайбы и одной прокладки.
На рис. 129 показана двухосная тележка для цельнометаллического пассажирского вагона колеи 750 .мм постройки завода Пафаваг ПНР. Рама этой тележки состоит из двух боковых, двух поперечных и двух лобовых балок, соединенных заклепками.
Рис. 129. Тележка пассажирского цельнометаллического на гона постройки завода Пафаваг ПНР
Боковые балки представляют собой клепаную конструкцию, изготовленную из полосовой стали сечением 80 X 30 мм. К балке на болтах прикреплены четыре буксовые направляющие и на заклепках два верхних гнезда для пружин. В нижней части для укрепления буксовых направляющих ставится затяжка рамы тележки. Каждая поперечная балка изготовлена из двух полос сечением 120Х25 мм, скрепленных между собой планками при помощи сварки. К каждой поперечной балке приварено по два вертикальных скользуна. Лобовые балки выполнены из труб диаметром 102 мм. К лобовым балкам прикреплены на заклепках два кронштейна, к которым присоединяются затяжки тележки, и приварены кронштейны мертвой точки, подвесок триангелей, предохранительных скоб триангелей и горизонтального рычага.
В буксовых направляющих тележки помещается букса с подшипником скольжения или подшипниками качения, надетая на шейку оси колесной пары. На две буксы с каждой стороны тележки опирается балансир, на котором при помощи заклепок укреплены два нижних гнезда для пружин. В гнезда (нижние на балансире и верхние на боковине рамы тележки) ставится по одной двухрядной пружине.
Техническая характеристика пружин
Центральное подвешивание состоит из надрессорной балки, двух комплектов эллиптических рессор, подрессорной балки, двух балок подвешивания люльки, двух предохранительных скоб, двух предохранительных планок, препятствующих выскакиванию надрессорной балки из рамы тележки, четырех подвесок люльки со стопорными планками.
Сварная надрессорная балка имеет коробчатую форму и состоит из двух вертикальных листов толщиной 10 мм, а также из верхнего и нижнего листов толщиной 12 мм. Между вертикальными листами поперек балки вварены ребра жесткости толщиной 10 мм. Средние ребра жесткости укрепляют место установки пятника, а крайние — боковых скользунов. В средней части верхнего листа сделано отверстие, армированное втулкой, для установки шкворня, соединяющего кузов вагона с тележкой. На верхнем листе балки на болтах укреплен подпятник и две коробки горизонтальных скользунов. На концах балки приварено по два боковых скользуна и по одному лобовому. К нижнему листу балки приварены надрессорные плиты.
Подрессорная балка отштампована из листа толщиной 10 мм. Своими концами она опирается на балки подвешивания люльки, с которыми скреплена болтами, крепящими одновременно и подрессорные плиты. Снизу к подрессорной балке приварены два угольника 50X40 мм для ограничения перемещения балок подвешивания люльки.
Балка подвешивания люльки в средней части имеет сечение 60х80 мм, а на концах — цапфы для соединения с подвесками люльки.
Предохранительная скоба сварена из трех частей: полосы 10X30 мм и двух хвостовиков из круглой стали диаметром 24 мм с резьбой м24. Она крепится к поперечной балке. Предохранительная планка изготовлена из полосы сечением 4х60 мм. Своими отверстиями она надета на хвостовики предохранительной скобы.
Подвеска люльки сделана в виде одной детали. В верхней части она опирается на валик; края верхнего отверстия подвески обработаны по радиусу. Такое соединение подвески и валика позволяет люльке качаться не только поперек, но и вдоль тележки на вели чину зазоров между скользунами надрессорной балки и скользунами поперечных балок рамы тележки.
Стопорная планка укрепляется на болтах в нижней части подвески. Она заходит за буртик цапфы балки подвешивания люльки и удерживает ее от выпадания.
Тормозное устройство состоит из двух триангелей, на цапфы которых надеты башмаки с тормозными колодками. Каждый башмак подвешен на подвеске к кронштейну лобовой балки тележки. Внутренний триангель через два рычага, помещенных на каждом его конце, и две серьги соединен с двумя кронштейнами мертвой точки внутренней лобовой балки тележки. Наружный триангель через его подвеску соединен с кронштейном наружной лобовой балки. Этот триангель состоит из трех основных частей, соединенных между собой при помощи сварки: балки, изготовленной из трубы диаметром 70 мм; дуги, выполненной из полосы сечением 10X40 мм; распорки, изготовленной из листовой стали толщиной 16 мм. Внутренний триангель представляет собой балку, сделанную из трубы диаметром 70 мм. На трубе приварены две втулки, на которых при помощи установочных колец и шплинтов закрепляются вертикальные рычаги.
Усилие от тормозного цилиндра к тележке через тормозную тягу передается на горизонтальный рычаг, который при перемещении скользит в двух скобах, укрепленных на кронштейну внутренней лобовой балки тележки. Между кронштейном и скобой установлена резиновая прокладка. От горизонтального рычага усилие передается через верхнюю тягу тележки, изготовленную из двух полос, верхнему концу вертикального рычага наружного триангеля, затем через нижнюю тягу, состоящую из двух круглых стержней, — нижним концам вертикальных рычагов внутреннего триангеля.
Устройством, предохраняющим триангеля от падения на путь, служат предохранительные скобы (по две на каждом триангеле), прикрепленные к кронштейнам лобовых балок тележки.
На поперечных балках болтами укреплены две скобы, предохраняющие от падения на путь нижнюю тягу тележки.
Техническая характеристика тележки
Тормоз .. с.. односторонним нажатием
колодок на колеса (с наружной стороны)
Тип колесной пары ... колеи 750 мм на подшипниках скольжения (чертеж 2А 0901-2-0) или на роликовых подшипниках (чертеж ЗА 0901-3-0)
Диаметр колеса в мм ... 610