3. ГАБАРИТЫ
Подвижной состав всех типов дорог колеи 750 мм — локомотивы, грузовые и пассажирские вагоны, снегоочистители и др. — строится и модернизируется по габариту Ту (ГОСТ 9720—61). При проектировании и постройке нового подвижного состава необходимо применять только размеры, указанные без скобок.
Габарит подвижного состава Ту (ГОСТ 9720—61) приведен на рис. 39 и 40.
Кроме габарита подвижного состава, есть еще и габарит приближения строений Су (рис. 41).
Рис. 40. Нижняя часть габарита Ту
Габаритом приближения строений железных дорог называется предельное поперечное, перпендикулярное оси пути очертание, внутрь которого, помимо подвижного состава, не должны заходить никакие части сооружений и устройств.
Линия 1—2—2—1 (см. рис. 41) — верх габарита строений из огнестойких несгораемых и защищенных от возгорания материалов, а линия 1—3—3—1 — верх габарита строений из сгораемых материалов.
Рис. 41. Габарит Су
Габарит Су на станциях относится и к остановочным раздельным пунктам. В нижней части размер 340 мм определяет габарит приближения желобов и контррельсов, а размер 320 мм — габарит приближения всех других постоянных частей строения пути.
Разрешается укладывать настилы железнодорожных переездов внутри колеи до 30 мм выше уровня верха головок рельсов в тех случаях, когда это допускается положением нижних частей эксплуатируемого на данной линии подвижного состава.
Пространство между габаритом приближения строений и габаритом подвижного состава, а также между габаритами смежных подвижных составов предназначено для смещений подвижного состава, которые вызываются возможными отклонениями в состоянии отдельных элементов пути, допускаемыми нормами их содержания, а также горизонтальными разбегами ходовых частей и боковыми колебаниями подвижного состава на рессорах.
4. ОСНОВНЫЕ ЧАСТИ ВАГОНОВ
Вагоны узкой колеи в зависимости от назначения имеют различное устройство, однако все они состоят из рамы, кузова, сцепных и ударных приборов, тормоза и ходовых частей.
Рама является основанием кузова и воспринимает все усилия, действующие на вагон; состоит она из продольных и поперечных балок. Существуют рамы тележечных и нетележечных вагонов, которые в свою очередь делятся на рамы без хребтовых и с хребтовыми балками.
Кузов вагона прочно укрепляется на раме или составляет с ней одно целое. В зависимости от назначения вагона изменяется и конструкция кузова. Устройство кузова грузового вагона зависит от рода грузов, для перевозки которых он предназначен.
Большинство вагонов узкой колеи оборудовано объединенным центральным однобуферным ударно-сцепным прибором, который расположен посередине буферной балки.
Наличие у большинства узкоколейных вагонов хребтовых балок дает возможность оборудовать их автоматической сцепкой.
К ходовым частям относятся колесные пары, буксы, подшипники, буксовые лапы, рессоры и тележки.