Содержание материала


Рис. 164. Схема рычажной передачи платформы грузоподъемностью 20 т

Назначение рычажной передачи.

Рычажная передача представляет собой систему рычагов, триангелей, башмаков с колодками, соединенных тягами и затяжками. При помощи рычажной передачи усилие человека при ручном торможении или давление сжатого воздуха на поршень тормозного цилиндра при автоматическом торможении передается на тормозные колодки. Тормозные рычажные передачи узкоколейных вагонов бывают двух типов — односторонние и двусторонние, когда колодки прижимаются к колесу с двух сторон.
Конструкция триангелей, башмаков, колодок и подвесок при автоматических тормозах остается такой же, как и при ручных тормозах.
Рычажная передача узкоколейной платформы. Схема рычажной передачи узкоколейной платформы грузоподъемностью 20 т дана на рис. 164. Устроена эта передача так. Головка 1 штока поршня тормозного цилиндра и кронштейн 2 на задней крышке цилиндра соединяются валиками с горизонтальными рычагами 3 (для удобства рассмотрения схемы они представлены вертикально). Противоположные концы этих рычагов присоединяются к тягам 5, которые 

в свою очередь соединены с вертикальными рычагами 6. Затяжка 4 соединяет горизонтальные рычаги 3 между собой.
Нижние концы вертикальных рычагов 6 и 8 соединены между собой затяжками 7.
Вертикальные рычаги в средних точках связаны с триангелями 10, на которых укреплены башмаки и тормозные колодки 9. Верхние концы крайних вертикальных рычагов 8 шарнирно закреплены на раме вагона кронштейнами 11.
Чтобы детали рычажной передачи в случае разъединения или обрыва не упали на путь, на раме вагона установлены специальные предохранительные устройства-скобы.
При торможении сжатый воздух поступает в тормозной цилиндр, передвигая поршень. Шток поршня цилиндра поворачивает горизонтальный рычаг 3, при этом тяга 5 передвигается и тянет за собой верхний конец вертикального рычага 6 с триангелем 10, прижимая тормозные башмаки и колодки к колесам.
После прижатия первой пары колодок усилие через затяжку 7 передается на нижний конец вертикального рычага 8, а затем на вторую пару колодок. Затяжка 4 передает усилие штока поршня на второй горизонтальный рычаг 3, а от него — на тормозные колодки правой тележки.
При отпуске тормоза сжатый воздух выходит из тормозного цилиндра в атмосферу, а пружина, помещенная в цилиндре, возвращает поршень в первоначальное положение. Рычажная передача также принимает свое первоначальное положение и колодки отходят от колес.
В эксплуатации вследствие износа тормозных колодок зазоры между ними и колесами увеличиваются, а так как поршень тормозного цилиндра имеет ограниченный ход, то при чрезмерно большом износе колодок может наступить такое положение, при котором В момент торможения колодки не прижмутся к колесам. Во избежание этого производится регулирование рычажной передачи, которое осуществляется изменением длины отдельных тяг и рычагов. С этой целью тяги и рычаги изготовляются с многодырными головками или со стяжными муфтами.
Подтягивание рычажной передачи следует производить поочередно с обоих концов так, чтобы вертикальные рычаги имели примерно одинаковый наклон.
Описание устройства и действия воздухораспределителей усл. № 320, 270-002 и скородействующих тройных клапанов здесь не приводится, так как они подробно описаны в литературе по автотормозам.
Для грузовых вагонов узкой колеи, а также транспортеров и думпкаров, работающих на заводах, создан новый воздухораспределитель усл. №270-006, позволяющий при включении вагонов промышленности в общесетевые грузовые поезда дорог включаться в общую тормозную сеть наравне с обычными тормозами грузового типа.