Содержание материала

Повреждения в деревянных частях кузова заключаются в надломах и изломах угловых, лобовых, дверных и промежуточных стоек, досок обшивки, в поломках обвязочных брусьев, потолочных дуг, досок пола и люковых брусков. Из металлических частей чаще всего повреждается армировка дверей, люков, крыша и соединения частей кузова.
Все ветхие, гнилые, коррозионные и неисправные детали кузова должны быть отремонтированы или заменены исправными, удовлетворяющими правилам ремонта.
Характеристика видов ремонта деревянных частей вагона приведена в табл. 40.

Таблица 40

Продолжение

Смена досок пола.

При капитальном ремонте крытых вагонов разрешается постановка досок пола шириной от 120 мм и более (считая общий чистовой размер), толщиной не менее 48 мм и износ досок до 44 мм. При годовом ремонте допускается износ досок пола до 42 мм по толщине. Настил пола можно набирать из склеенных досок шириной 600 мм с четвертями по продольным краям щитов. При этом склеивание щитов может производиться из досок разной ширины.
На платформы новые доски пола должны ставиться толщиной 48 мм.
При замене негодных досок пола допускается постановка стычных досок с расположением стыков на полках хребтовой балки в шахматном порядке. Постановка в дверном проеме стычных досок не разрешается.
У досок с поврежденными четвертями допускается старые чет верти удалять и прострагивать новые с тем, чтобы ширина досок оставалась не менее 120 мм.
Пол крытых вагонов следует настилать плотно. Местные зазоры в соединении досок при годовом ремонте допускаются не более 5 мм. Неплотность прилегания к стенам при настиле пола досками, бывшими в употреблении, допускается не более 5 мм на сторону. Не фальцованные доски допускается ставить на тормозной площадке вагона.
У вагонов с металлической рамой крепление пола к продольной боковой балке производится стальными угольниками размером 40 X 40 мм и болтами М-10 с потайной головкой.
Дверной порог должен быть утоплен заподлицо с досками пола и укреплен шурупами и болтами впотай. Пороги с трещинами и изломами заменяются или ремонтируются.

Смена досок обшивки кузова.

При всех видах ремонта вагонов доски обшивки, имеющие отбитые шпунты, изломы, а также короткие, вышедшие из фальцев стоек или рассохшиеся и имеющие щели, необходимо заменять или уплотнять.
При капитальном ремонте доски обшивки перебирают полностью, а при годовом заменяют только поврежденные или перебирают стены, если имеются просветы между досками. Во всех случаях доски обшивки должны соответствовать типу вагона. Постановку разных по толщине и ширине досок допускать нельзя, за исключением верхних и нижних, которые могут ставиться по месту.
Доски обшивки изготовляют из сухой древесины (сосна, ель, реже пихта) влажностью 18—22% и до постановки на вагон прокрашивают или грунтуют со всех сторон.
Разрешается при всех видах ремонта вагонов постановка стычных досок обшивки в следующих местах кузова:
в опалубке крыши — расположение стыков должно быть в шахматном порядке на середине дуги, не допуская больше двух стыков по длине опалубки;
в боковых стенах — под несъемными настенными досками;
в щите тормозной площадки — у вагонов с деревянной обрешет кой с обязательной постановкой нижней цельной доски обшивки.
Стыки досок обшивки следует располагать на стройках обязатель но в шахматном порядке, а четыре нижних ряда досок во всех случаях ставить цельными.
Для снятия досок обшивки в вагонах с деревянной обрешеткой кузова применяют подсечку с шириной лезвия до 100 мм, которую Легкими ударами забивают молотком между обшивкой и угловым штапиком внутри вагона и снимают штапик. Когда замене досок обшивки мешают части несъемного оборудования, их также снимают.
При сплошной смене досок обшивки стены набирают с пригонкой досок, начиная от пола вагона, уплотняя специальным приспособлением. После достаточного уплотнения каждую доску обшивки Прибивают к стойкам кузова гвоздями. Верхние доски обшивки пригоняют так, чтобы было обеспечено плотное прилегание со всех сторон. Таким же способом уплотняют и закрепляют рассохшиеся доски. По окончании работ по замене или уплотнению досок устанавливают на место угловые штапики и снятые части внутреннего несъемного оборудования.

Если заменяется отдельная негодная обшивочная доска, то с обеих сторон ее отводят от стоек по одной соседней доске, после того заправляют новую доску и, прижав к стене все три доски, прибивают гвоздями к стойке вагона. Если при этом требовалось предварительно снять угловые штапики или части несъемного внутреннего оборудования вагона, то после замены негодной доски обшивки их устанавливают на место и укрепляют.
У крытых вагонов с металлической обрешеткой кузова полная и частичная смена досок обшивки производится таким же способом, но прикрепляются они к стойкам и раскосам болтами, а в углах внутри вагона вместо штапиков устанавливаются металлические угольники.
У вагонов с металлической обрешеткой на торцовые стены при капитальном ремонте при замене досок обшивки толщиной 40 мм ставятся доски толщиной 35 мм.                                                               
Новые доски обшивки изготовляют по размерам, указанным в сборнике нормалей издания 1954 г. «Профили деревянной обшивки и досок грузовых и пассажирских вагонов».
Угольники, планки и цапфы, скрепляющие кузов, перед постановкой на деревянные части должны быть окрашены. Болты перед постановкой также окрашиваются, а резьба смазывается.
На вагонах с тормозной площадкой ставятся типовые крюки для сигнальных фонарей, а на стойки тормозного щита — скобы для сигнального фонаря.

Смена и ремонт дверей вагона.

При капитальном ремонте вагонов двери независимо от состояния снимают с вагона для проверки стоек, брусков и деталей. При годовом ремонте исправные двери не снимают.
Все детали дверей и запоров должны быть конструкции, установленной для данного типа вагона. Поврежденные и ветхие детали двери, а также неисправные поковки и дверные приспособления должны быть заменены или отремонтированы с тем, чтобы дверь свободно передвигалась и в закрытом положении плотно перекрывала по высоте и ширине дверной проем кузова.
Все дверные поковки и приспособления должны быть типовыми и отвечать своему назначению в отношении сохранности груза, перевозимого в вагоне. Укрепление двери на вагоне должно быть вполне надежным, исключающим возможность ее падения. Верхняя направляющая планка двери должна перекрывать дверной обвязочный брусок не меньше чем на 25 мм и прикрепляться к обвязочному брусу кузова болтами с полукруглой головкой, половина которых (через один) ставится головками внутрь вагона.
На передний вертикальный брусок двери ставится на шурупах металлическая планка толщиной не меньше 3 мм, а на задний —  планка толщиной не менее 5 мм и шириной на 5 мм больше толщины дверного бруска. Постановка наделок на короткие двери при капитальном ремонте запрещается.
При годовом ремонте для устранения зазора между короткой дверью и кузовом разрешается постановка наделки на шурупах из древесины твердой породы не толще 15 мм на верхний горизонтальный обвязочный брусок двери.
Дверной рельс укрепляется заклепками. У вагонов с деревянной    обрешеткой кузова к рельсу должно быть приклепано двойное ушко для предохранительного штыря. Передний конец рельса должен быть затянут, куда должен плотно входить дверной ролик при закрытом положении двери.
Дверные накладки к переднему вертикальному бруску обвязки укрепляются болтами с круглыми головками, поставленными гайками внутрь вагона, причем в дверном бруске должно быть сделано для гайки углубление с таким расчетом, чтобы после постановки гайки на болт гайка по высоте не выступала из плоскости бруса. Конец болта поверх гайки должен быть расклепан и перекрыт металлической планкой толщиной 3—5 мм. При закинутой на пробой закидке дверной брусок должен подходить к притворному угольнику плотно. Местные зазоры допускаются величиной не более 5 мм.
У вагонов с деревянной обрешеткой при смене переднего дверного бруска или двери закидки должны ставиться так, чтобы расстояние от центра отверстия для болта дверной закидки до нижнего края двери соответствовало альбомному размеру.
На переднем и заднем дверных вертикальных брусках вагонов Необходимо ставить два поручня для открытия и закрытия двери. Дверь должна свободно закрываться и открываться усилием одного человека.

Ремонт люков.

Ставень люка в закрытом состоянии должен плотно прилегать к обвязочным брускам люкового отверстия, причем запоры должны с натягом входить в люковые личины. Основными неисправностями люков крытых вагонов являются: погнутость ставня; поломка и утеря запоров; неплотность прилегания ставней; поломка и трещины брусков люковой рамы.
При всех видах ремонта вагонов все части люков тщательно осматривают, негодные или несоответствующие по типу и размерам наменяют исправными. Обвязка люкового отверстия должна быть Альбомных размеров, изготовлена из сосны или лиственницы и Прочно прикреплена к кузову вагона. Концы досок обшивки у люкового бруса перекрывают металлическими планками Толщиной 1,5—2 мм и укрепляют шурупами. Вновь люковые ставни необходимо изготовлять толщиной не менее 3 мм, а ранее изготовленные из стали толщиной 2 мм можно оставлять только при годовом и текущем ремонте вагонов.
На люковые запоры нужно устанавливать типовые предохрани тели. Люковые петли должны свободно вращаться и прочно укрепляться заклепками к ставню и нижнему люковому бруску. В закры том состоянии люковый ставень должен перекрывать люковое отверстие не меньше чем на 12 мм с каждой стороны, кромки его должны отстоять не меньше чем на 10 мм, а верхняя кромка должна быть утоплена не меньше чем на 25 мм.

Ремонт несъемного настенного оборудования.

При всех видах ремонта вагонов необходимо проверять состояние несъемного настенного внутреннего оборудования. При уширении кузова вагона, не превышающем 14 мм, на высоте 1 145 мм (уровень верхней настенной доски) подкладки под настенные доски не ставятся. При уширении кузова свыше 14 мм, но не более 24 мм разрешается постановка под настенные доски подкладок толщиной 12 мм.
При капитальном ремонте, если уширение кузова вагона свыше 24 мм, никаких подкладок не допускается; кузова таких вагонов должны переделываться с доведением ширины до нормального размера.
Чтобы избежать скалывания выступов у вырезов при изготовлении несъемных настенных досок, выступы нужно укреплять постановкой на клею на расстоянии 50 мм друг от друга двух нагелей из твердой породы диаметром 10 мм и длиной 100—120 мм. Разрешается ремонтировать постановкой нагелей отколовшиеся выступы. Такое укрепление нагелями производится и у поворотных калабашек.
Острые кромки дверных брусков и кромки нижних углов настенных досок должны закругляться.
Несъемное оборудование вагонов укрепляется болтами согласно альбомным чертежам. При укреплении несъемных досок отверстия для болтов должны отстоять от кромки доски не менее чем на 25 мм.

Проверка кузова вагона.

Перекос кузова вагона выявляют проверкой размеров по диагоналям дверных просветов и торцовых стен. При капитальном ремонте вагонов никакого перекоса кузова не допускается; при наличии его нужно устранять. При годовом ремонте вагонов разрешается оставлять перекос кузова не более 15 мм.
У крытых вагонов уширение кузова допускается: при капитальном ремонте — не более 15 мм; при годовом — 24 мм.
У платформ и полувагонов полы должны быть из простроганных досок без четвертей. Настил досок у продольных и поперечных концов платформ укрепляется согласно типу вагона. Борта платформ и стены полувагонов изготовляются из досок со шпунтами. У платформ с каждой продольной и торцовой стороны устанавливаются скобы и кольца в соответствии с типовыми чертежами.
Уширение боковых стен полувагона в верхней и средней частях допускается: при капитальном ремонте — до 15 мм; при годовом ремонте — до 30 мм. Шарниры дверей и запоров полувагонов должны быть установлены так, чтобы двери и запоры свободно закрывались без заедания.
Котлы цистерн, поступающих в ремонт, должны быть очищены, пропарены, промыты и дегазированы в соответствии с правилами безопасности при подготовке цистерн к наливу и ремонту. Снаружи котел цистерны очищается от ржавчины и грязи, а при капитальном ремонте и от старой краски.
Допускается при всех видах ремонта оставлять вмятины без исправления глубиной не более 10 мм. Подъемка котлов, укрепленных па деревянных брусьях, производится только при смене подбрюшных брусьев. Ослабшие заклепки и места течи в заклепочных швах устраняются переклепкой. Подчеканка и обварка заклепок запрещаются.

Ремонт котлов цистерн сваркой производится согласно техническим условиям на производство сварочных работ при ремонте вагонов.
При капитальном ремонте котлы цистерн, имеющие толщину листов менее половины альбомной, должны ремонтироваться со сменой негодных частей.
Сдвинутые котлы устанавливаются на место и надежно закрепляются. У цистерн с деревянными подбрюшными брусьями котел укpeпляeτcя при помощи болтов, угольников и распорных тяг.
цистерн емкостью 18 м3 котлы в местах крайних опор укрепляются сплошными поясами с приваренными хвостовиками. Хвостовики С разработанной резьбой заменяются.
Все специальные приборы и приспособления цистерн осматриваются и исправляются. Сливные приборы независимо от конструкции и вида ремонта цистерн полностью разбираются, тщательно осматриваются и приводятся в полную исправность.
После производства капитального ремонта цистерн котел должен быть испытан гидравлическим давлением 1,5 ат, а при годовом ремонте — наливом воды или воздухом давлением 0,5 ат.
У всех выпускаемых из ремонта цистерн производится проверка Соответствия калибровочного знака, нанесенного на котле приварными металлическими цифрами, фактическому объему котла.