Содержание материала

Глава VIII
УДАРНО-СЦЕПНЫЕ ПРИБОРЫ

НАЗНАЧЕНИЕ УДАРНО-СЦЕПНЫХ ПРИБОРОВ

Соединение вагонов между собой и с локомотивом производится посредством сцепных приборов, передающих вагонам силу тяги локомотива.
У двухосных вагонов узкой колеи применяется сквозная сцепка с винтовой стяжкой. На каждой буферной балке ставится по два буфера, а у четырехосных вагонов — центральный однобуферный ударно-сцепной аппарат с двумя цепями, имеющими предохранители от саморасцепа.
Буфера вагонов узкой колеи служат для смягчения ударов, передаваемых от одного вагона к другому при замедлении или остановке поезда, а также при маневрах, и передачи тяговых усилий раме. Основные размеры буферных стержней указаны в табл. 28.
Для правильной работы центры тарелок буферов у двух смежных вагонов должны совпадать. Разница в высоте центров буферных тарелок у двух смежных вагонов, находящихся в поезде, не должна превышать 75 мм.

УСТРОЙСТВО УДАРНО-СЦЕПНЫХ ПРИБОРОВ

Ударно-сцепные приборы вагонов узкой колеи подразделяются на два основных типа: сквозной и несквозной (короткой) сцепки.
Практически ударно-сцепные приборы сквозной сцепки установлены на вагонах без хребтовых балок: старотипных постройки Коломенского завода грузоподъемностью 8,5; 10; 12,5; 16,5 т и пассажирских с деревянными кузовами. Таких вагонов в эксплуатации становится все меньше и меньше.
Ударно-сцепной прибор несквозной сцепки устанавливается у вагонов с хребтовыми балками, например постройки Усть-Катавского завода грузоподъемностью 16,5 и 8,2 т, заводов Веймар и Аммендорф, Алтайского завода после 1953 г.
Устройство центрального ударно-сцепного прибора несквозной сцепки вагонов постройки Усть-Катавского завода грузоподъемностью 16,5 т с расстоянием между хребтовыми балками 300 мм показано на рис. 141.

Таблица 28


Рис. 141. Ударно-сцепной прибор несквозной сцепки вагонов постройки Усть-Катавского завода:
/—буферный стакан; 2 —буферный стержень: 3 —балансир; 4 —сцепной крюк: 5 —трсх- авенная цепь; 6 и 7 —передние и задние упорные угольники: 8 и 12 — передняя и задняя упорные плиты; 9 и //—передняя п задняя шайбы буферной пружины; /0 —аппаратная пружина; 13 — втулка


Рис. 143. Центральный ударно-сцепной прибор несквозного типа:
1 — поперечный рычаг (балансир); 2 — сцепной крюк; 3 — буферный стакан; 4 — буферный стержень; 5 — трехзвенная цепь; 6 — накидная скоба; 7 — замок типа «Карабин» с ручкой и противовесом; 8 — пружинный аппарат; 9 и 10 — передняя а задняя упорные плиты; 1I —  упорные кронштейны на раме вагона

Рис. 144. Общий вид снизу центрального ударно-сцепного прибора вагонов грузоподъемностью 10 т постройки Алтайского завода
К буферной балке на шести болтах диаметром 5/8" прикреплен буферный стакан 1, имеющий вертикальное сквозное отверстие размером 160 X 48 мм, ограничивающее продольное перемещение буферного стержня 2, и два горизонтальных отверстия, через которые после постановки в стакан стержня пропускают снизу и сверху два балансира 3, закрепляемых на стержне валиком диаметром 45 мм. На правом конце балансира шарнирно укреплен сцепной крюк 4, а на левом — трехзвенная цепь 5 с замком типа «Карабин» и накидной скобой.
Цельнокованый буферный стержень (рис. 142) весом 27 кг имеет общую длину 1 060 мм.
Вагоны узкой колеи 750 мм, имеющие расстояние между швеллерами хребтовой балки 220 мм, оборудуются центральным ударно-сцепным прибором несквозного типа (ГОСТ 4916—49), устанавливаемым с каждого конца хребтовой балки.

Этот прибор (рис. 143 и 144) имеет по сравнению с прибором сквозного типа иное устройство и расположение на хребтовой балке упорных угольников, ограничивающих сжатие спиральных пружин при ударной нагрузке на 48 мм и при тяговом усилии на 62 мм.
Удар в буферную тарелку аппарата от тарелки другого вагона передается через пружины на заднюю упорную подушку, а затем через задние упорные угольники — хребтовой балке рамы вагона. Тяговое усилие упруго передается хребтовой балке рамы вагона через спиральные наружную и внутреннюю пружины, переднюю упорную плиту и передние угольники. Поэтому спиральные пружины смягчают толчки, передающиеся раме вагона.

СЦЕПНЫЕ ПРИБОРЫ

Сцепной прибор вагонов узкой колеи (рис. 145) состоит из двух балансиров, буферного стержня, упряжного крюка и упряжной трехзвенной цепи. Вместо цепи применяется (очень редко) винтовая стяжка (рис. 146).

Таблица 29

Примечание. На каждый вагон изготовляются 4 крайних и 2 средних валика (из стали марки Ст. 5).

Основные размеры балансирных валиков (рис. 147) приведены в табл. 29, балансиров — в табл. 30 и сцепных крюков (рис. 148) —  в табл. 31, а устройство и размеры цепи показаны на рис. 149.