Освидетельствование колесных пар. Обыкновенное и полное освидетельствование колесной пары производится с целью обнаружения пороков в частях колесной пары — трещин в оси, бандажах, центрах или колесах — и проверки соответствия размеров установленным нормам.
При обыкновенном освидетельствовании необходимо:
перед очисткой от грязи осмотреть колесную пару для Выявления трещин на оси и в других элементах. Осмотр до очистки позволяет по наружным признакам выявить трещины, которые труднее обнаружить после очистки, например поперечную трещину на оси или сдвиг ступицы колеса;
очистить колесную пару от грязи;
проверить размеры оси, бандажей колес;
тщательно осмотреть среднюю часть оси и шейки для выявления трещин, подреза галтелей на шейках;
измерить расстояние между внутренними гранями бандажей;
определить плотность насадки бандажей по звуку и совпадению контрольных рисок на бандаже и ободе колесного центра;
испытать шейки и предподступичные части оси дефектоскопом.
Результаты обыкновенного освидетельствования колесных пар оформляют отметкой в журнале установленной формы, но клейм на колесной паре не ставят.
Полное освидетельствование колесным парам всех типов производят через 2 года. При этом освидетельствовании (как и при обыкновенном) колесную пару предварительно осматривают без очистки от грязи, по наружным признакам выявляют трещины и сдвиг ступиц и после этого очищают от грязи до восстановления металлической поверхности в специальной выварочной ванне или щелочным раствором.
Рис. 73. Дефектоскоп Колесникова — Матвеева для испытания шеек оси
Колесная пара в течение 30 мин должна находиться в выварочной ванне в 3%-ном растворе каустической соды, подогретом до 70—80° С. Из выварочной ванны колесную пару подают в обмывочную ванну для удаления щелочи оставшейся краски и грязи.
При отсутствии в вагонных депо выварочной и обмывочной ванн для очистки колесных пар применяют щелочные составы. Наиболее распространенный щелочной состав приготовляется по следующему рецепту (в %): кальцинированная сода 16, негашеная известь 18, мел 21, мазут 9 и вода 36. Смазанная этим составом колесная пара выдерживается до полного растворения краски (примерно 40 мин) и обмывается теплой водой.
Очищенную от краски ось тщательно осматривают через лупу, проверяют все размеры элементов колесной пары, которые должны соответствовать Инструкции по освидетельствованию, ремонту и формированию вагонных колесных пар узкой колеи.
Шейки, предподступичные части и среднюю часть оси проверяют дефектоскопом Колесникова — Матвеева (рис. 73). Он представляет собой соленоид, заключенный в деревянный ящик с отверстием в середине. Путем переключений катушки можно соединить параллельно и последовательно для работы при напряжении 110—120 в. Дефектоскоп может работать на переменном и постоянном токе. При испытании шейки и предподступичной части оси дефектоскопом необходимо:
на постоянном токе: включить в электрическую сеть дефектоскоп, взять его двумя руками за боковые ручки, надеть отверстием на шейку оси и, не касаясь шейки, передвигать к ступице и обратно в течение 10—15 сек; снять и выключить дефектоскоп из электрической сети; полить намагниченную шейку и предподступичную часть оси смесью трансформаторного масла и мелкого металлического порошка, частицы которого при наличии поперечной трещины притягиваются к магнитным полюсам, образующимся на краях трещины, и, скапливаясь, создают тонкую линию; после испытания шейку оси размагнитить надвиганием обратной стороной дефектоскопа, включенного в электрическую сеть; перейти к испытанию второй шейки оси; на переменном токе: надеть на шейку оси дефектоскоп, включить рубильник последнего, полить свободную часть шейки активной смесью и осмотреть шейку, перекатывая колесную пару; передвинуть дефектоскоп к ступице колеса и повторить все операции по поливке и осмотру передней части шейки оси; после осмотра всей шейки дефектоскоп, находящийся под током, снять с шейки, удалить на 0,5 м и выключить, обеспечив этим размагничивание шейки оси.
Рис. 74. Разъемный дефектоскоп для испытания средней части оси
Среднюю необработанную часть оси испытывают разъемным дефектоскопом (рис. 74), состоящим из понижающего трансформатора и соединенного с ним разъемного соленоида, тележки для передвижения дефектоскопа вдоль оси и укрепленного на ней щитка с рубильником для включения дефектоскопа в сеть. Для испытания средней части оси колесную пару поднимают на высоту, позволяющую поместить дефектоскоп под среднюю часть оси. Пользуясь распылителем, верхнюю поверхность оси посыпают тонким слоем порошка, поднимают соленоид в раскрытом виде, смыкают его витки и включают рубильник на щитке дефектоскопа. После этого последний медленно продвигают от ступицы к середине оси, осматривая и отмечая мелом скопления порошка, и выключают рубильник на щитке дефектоскопа. Дефектоскоп с отключенным рубильником и сомкнутым соленоидом продвигают к другой ступице, рубильник вторично включают, дефектоскоп перемещают от второй ступицы к середине оси, проверяя ось, выключают рубильник и раскрывают соленоид. Аналогичную проверку оси производят три раза, поворачивая каждый раз колесную пару на окружности колеса.
Место, где порошок задержался и показал характерное очертание трещины, плены или другой неисправности, отмечают мелом, очищают до металлического блеска и проверяют вторично. Порошок с поверхности оси удаляют волосяной кистью.После окончания работ соленоид опускают, отключают провод от настенного щитка и закрывают крышку Дефектоскопа. При пользовании дефектоскопом необходимо соблюдать правила техники безопасности, принятые при работе с электрическими приборами.
Дефектоскопирование вагонных колесных пар ультразвуковым дефектоскопов ЦНИИ МПС типa УЗД-56м производится в соответствии с Техническими указаниями по испытанию на растяжение и дефектоскопированию вагонных деталей.
После испытания оси проверяют техническое состояние всех элементов колесной пары и соответствие износов нормам, установленным при полном освидетельствовании.
На всех колесных парах, прошедших полное освидетельствование и признанных годными для подкатки под вагоны, на торце шейки оси наносят клейма: номер, присвоенный депо или мастерским, где производилось полное освидетельствование; дату (число, месяц и год); знак Ф (формирование) в круге, если освидетельствование производилось после смены элементов; знак СБ (сменен бандаж) после смены и подборки бандажа. Клеймо СБ выбивается также на наружной грани смененного бандажа.
После освидетельствования колесную пару окрашивают и результаты осмотра записывают в журнал учета вагонных колесных пар.
Освидетельствование колесных пар производится только лицами, выдержавшими соответствующие испытания и имеющими специальное удостоверение на право производства этих работ. Ремонт колесных пар производится без смены и со сменой элементов и осуществляется на ремонтных пунктах, имеющих разрешение МПС. К работам по ремонту колесных пар относятся:
без смены элементов: обработка шеек, предподступичных частей оси, наплавка буртов, обточка бандажей и ободов цельнолитых колес, наплавка гребней, заварка стандартных центров и высверливание их вновь;
со сменой элементов: смена оси, бандажей, колесных центров и безбандажных колес.
Обточка бандажей и цельнолитых колес.
Обточка поверхности профиля бандажей и цельнолитых колес производится с минимальным снятием металла.
Обточка внутренних торцовых граней каждого колеса выполняется только в тех случаях, когда разница расстояний между ними в разных местах больше 2 мм.
Гребни тонкие или имеющие вертикальный подрез перед обточкой наплавляются электросваркой для того, чтобы снимать меньшую толщину стружки на поверхности катания бандажа или колеса.
Чистота обработки профиля катания, наружной-внутренней грани бандажа или колеса должна соответствовать и проверяться по стандартному эталону чистоты.
В целях увеличения срока службы старогодных колес и бандажей разрешается оставлять черновины на обточенном гребне глубиной не более 1 мм, расположенные от вершины гребня на расстоянии от 10 до 18 мм, и на поверхности катания глубиной до 0,5 мм.
Разность диаметров колес и бандажей по кругу катания у одной обточенной колесной пары, овальность и эксцентричность относительно поверхности шейки или подступичной части оси допускаются не более 0,5 мм.
Проверка обточенных бандажей и ободьев колес производится максимальным шаблоном. Допускаются отклонения (просветы) от нормального профиля не более 1 мм по высоте гребня и 0,5 мм по поверхности катания, поверхности гребня и внутренней грани бандажа.
Смена оси, колесную пару, ось которой признана негодной, распрессовывают на гидравлическом прессе в холодном состоянии. Если колесная пара не поддается распрессовке под предельным усилием пресса, то нужно снять бандаж или равномерно подогреть ступицу колеса до 200 С.
Снятые колеса необходимо осмотреть и при надобности расточить их ступицы по диаметру новой оси. Обработка отверстия ступицы производится под 5. У старогодных центров и колес проверяют наличие фаски у внутренней грани отверстия ступиц в при отсутствии делают ее радиусом 5 мм.
Новая ось, обрабатываемая для старогодных колес и центров, может иметь утолщенную против нормы подступичную часть, диаметр которой должен соответствовать диаметру отверстия в ступице плюс величина необходимого натяга.
Сточенные клейма должны быть перенесены на торец шейки оси с отметкой об этом в цеховом журнале. Процесс обработки оси, допуски при обработке и усилия в процессе запрессовки оси остаются теми , что и при формировании новых колесных пар.
У колесной пары (после смены оси) обязательно обтачивают бандажи, проверяют и шлифуют шейки, наносят клейма да окрашивают ее,
Смена бандажей. Бандаж, подлежащий смене, снимают с колесного центра обычным порядком: выбивают (или вырезают) крепящее кольцо, нагревают бандаж в горне до 250—320° С и снимают с центра. Если забракованные бандажи непригодны к дальнейшему использованию, то их можно разрезать бензорезом, но так, чтобы пламя горелки не касалось обода колесного центра.
После снятия бандажа колесную пару ставят на станок в проверяют ободья колесных центров. Обод должен быть концентричным по отношению к контрольной окружности на торце оси. На проверенный обод заготовляют новый или старогодный бандаж, внутренний диаметр которого подбирают по наружному диаметру обода с учетом необходимого натяга. Постановка прокладок между ободом и бандажом не допускается.
Расточка бандажа, насадка его на обод, постановка укрепляющего кольца, обточка поверхности катания, клеймение, приемка и окраска колесных пар производятся так же, как и при формировании новых колесных пар.
Смена колес и центров.
При смене одного или обоих колес или центров их распрессовывают на гидравлическом прессе, имеющем манометр, показания которого должны фиксироваться в книге распрессовки колесных пар. Бандажи с центров снимают после распрессовки колесных пар, но это разрешается делать и до распрессовки их, если такой процесс работы является целесообразным для производства.
Затем на станке проверяют поверхности подступичных частей оси и соответствие ее размеров установленным техническим требованиям и дефектоскопом испытывают шейки, предподступичные и подступичные части оси.
Обод нового колесного центра обтачивают по диаметру бандажа с учетом натяга, а отверстие в ступице - по диаметру подступичной части.
Сборку и обработку колесной пары производят так же, как и при формировании колесной пары.
У колесных пар под роликовые подшипники для предотвращения повреждения торцов, изгиба шейки оси и развальцовки цилиндрической части оси при запрессовке и распрессовке колес применяется специальный стакан.