Содержание материала

Глава VI
ВАГОННЫЕ ТЕЛЕЖКИ

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ТЕЛЕЖКАХ

Вагонные тележки относятся к ходовым частям вагона. Кузова вагонов, длина и общий вес которых требуют подкатки четырех и более колесных пар, ставятся на тележках.


Рис. 114. Схема двухосной тележки без люльки: 1 — рама; 2 — рессоры; 3 — буксы
Рама тележечных вагонов устанавливается на тележках посредством пятников и скользунов, обеспечивающих поворачивание тележки в отношении рамы вагона, что облегчает прохождение вагона по кривым участкам пути.
Тележки по конструкции различаются по числу осей, системе рессорного подвешивания, способу передачи нагрузки от кузова вагона к раме тележки и к колесным парам.
Тележки в зависимости от устройства рессорного подвешивания бывают с одинарным рессорным подвешиванием (с одной системой рессор) и двойным (с двумя системами рессор, последовательно передающих нагрузку колесным парам).
В тележках без люльки давление от рамы и кузова вагона передается непосредственно на раму 1 (рис. 114) тележки, а от рамы — через рессоры 2 на буксы 3 и оси колесных пар.
Тележки в зависимости от их устройства и назначения можно разделить на две основные группы: грузовых и пассажирских вагонов.

ТЕЛЕЖКИ ГРУЗОВЫХ ВАГОНОВ


Рис. 115. Поясная тележка вагона грузоподъемностью 8,2 т Усть-Катавского завода

Рис. 116. Поясная тележка с литой надрессорной балкой вагона грузоподъемностью 16,5 т Усть-Катавского завода
Самыми распространенными тележками для грузовых вагонов узкой колеи являются поясные тележки: для вагонов грузоподъемностью 8,2 т — Усть-Катавского завода (рис. 115); для вагонов грузоподъемностью 16,5 т — Усть-Катавского завода с литой [надрессорной балкой (рис. 116); для грузо-пассажирского вагона постройки заводов Веймар и Аммендорф с эллиптическими рессорами (рис. 117); для вагонов грузоподъемностью 16,5 (рис. 118) и 20 т (рис. 119) — постройки Алтайского завода.


Рис. 117. Поясная тележка для грузо-пассажирского вагона постройки заводов Веймар и Аммендорф с эллиптическими рессорами
Рис. 118. Поясная тележка вагонов грузоподъемностью 16,5 т постройки Алтайского завода


Рис. 119. Поясная тележка вагонов грузоподъемностью 20 т постройки Алтайского завода

Поясные тележки состоят из двух сборных боковин, надрессорной балки, поперечной связи, двух комплектов цилиндрических пружин, эллиптических рессор или комбинированного рессорного подвешивания, двух колесных пар с надетыми на шейки осей буксами и тормозной рычажной передачей.


Каждая боковина поясной тележки состоит из трех отдельных поясов — верхнего, среднего и нижнего, — соединенных между собой в средней части двумя распорными стальными литыми полыми колонками, через которые проходят болты, стягивающие все три пояса. Колонки являются также направляющими для надрессорной балки при вертикальном ее перемещении и имеют отлитые заодно кронштейны, к которым прикрепляются подвески тормозных башмаков рычажной передачи.
Между этими колонками поперек тележки устанавливается подрессорная балка, которая служит связью, соединяющей обе боковины. По концам надрессорной связи ставится по комплекту рессор, предусмотренных конструкцией тележек, на которые опирается надрессорная балка. Каждый комплект рессор (пружин) состоит из трех или четырех двухрядных пружин, которые кладутся на прочную стальную или чугунную плиту-прокладку, имеющую буртики для удержания пружин от смещения поперек тележки. В тележках вагонов грузоподъемностью 16,5 т ставится 5 двухрядных пружин, а в тележках вагонов грузоподъемностью 20 т рессорный комплект состоит из четырех пружин с эллиптической рессорой (комбинированный рессорный комплект).
Надрессорные балки поясных тележек бывают сварной (рис. 120 и 121) и литой конструкций (рис. 122). Каждая надрессорная балка в средней части имеет подпятник, воспринимающий половину веса вагона. На равном расстоянии от подпятника по обе стороны на ней установлены скользуны, которые изготовляются дугообразной формы из чугуна для тележек грузовых вагонов грузоподъемностью 8,2 т постройки Усть-Катавского завода (рис. 123) и 9 tn постройки заводов Аммендорф и Веймар (рис. 124).


Рис. 121. Надрессорная балка сварной конструкции грузо-пассажирского и изотермического вагонов

В тележках вагонов постройки Усть-Катавского завода ставят скользуны с одним роликом, свободно катающимся на валике (рис. 125); Алтайского завода грузоподъемностью 20 т применяются литые скользуны из стали марок Ст. 20 Л-1, Ст. 25 Л-1, Ст. 20 ЛК-1, Ст. 25 ЛК-1 по ГОСТ 977—53 (рис. 126).

Рис. 122. Литая надрессорная балка вагонов грузоподъемностью 16,5 т

Между скользунами рамы вагона и тележки обязательно должен быть зазор от 2 до 12 мм для того, чтобы не затруднять поворачивание последней при вписывании вагона на кривых участках пути.


Рис. 123. Скользуны для вагонов грузоподъемностью 8,2 т постройки Усть-Катавского завода:
а — нижний; б — верхний

Рис. 124. Скользуны вагонов грузоподъемностью 9 т постройки заводов Аммендорф и Веймар: а — нижний; б — верхний

Рис. 125. Коробка скользуна в сборе с роликом: 1 — коробка; 2 — ролик; 3 —  валик; 4 — шплинт 8Х45 мм

Буксы укрепляются буксовыми болтами, проходящими через верхний, средний и нижний пояса и через соответствующие приливы (ушки) в корпусе буксы.


Рис. 126. Скользун вагонов грузоподъемностью 20 т постройки Алтайского завода


Рис. 127. Тележка с литыми боковинами колеи 750 мм постройки Днепродзержинского вагоностроительного завода им. газеты «Правда»
В эксплуатации основными недостатками поясных тележек являются: трещины в поясах боковин, особенно в среднем, при ослаблении колоночных и буксовых болтов; утеря гаек, что часто приводит к изломам поясов в местах изгибов (нижнем и верхнем); разработка отверстий для болтов; выработка и обрывы колоночных и буксовых болтов; изломы надрессорных балок; трещины и изломы в поперечных связях.

Тип тележки

Вес тележки без колесных пар в кг

В том числе

вес двух боковин в кг

вес надрессорной балки в кг

Литая с базой 1 300 мм и двойным рессорным подвешиванием конструкции ЦНИИМЭ .

1 130

260

80

Поясная с базой 1 300 мм с центральным подвешиванием из эллиптических рессор .

1 165

240

85

Поясная с базой 1 360 мм и центральным подвешиванием из эллиптических рессор

1 014

326

166,5

Литая с базой 1 150 мм и центральным подвешиванием из одних эллиптических рессор .

900—1 000

190

95

Поясная с базой 1 020 мм и пружинным рессорным подвешиванием

900

140

В настоящее время с повышением грузоподъемности вагонов, скоростей движения и весовых норм поездов, а также в результате внедрения тепловозной тяги возникла необходимость создания для вагонов колеи 750 мм новой, более прочной тележки с меньшим весом, более экономичной по расходам на содержание и ремонт. Такие тележки конструкции Центрального научно-исследовательского института механизации и энергетики лесной промышленности (ЦНИИМЭ) с базой 1 300 мм и двойным рессорным подвешиванием и конструкции Днепродзержинского вагоностроительного завода им. газеты «Правда» с базой 1 150 мм и центральным комбинированным подвешиванием (рис. 127) построены и испытаны; они имеют литые боковины и надрессорную балку.
В табл. 24 приведен сравнительный вес отдельных типов тележек.