В вагонном парке дорог узкой колеи имеются четырехосные платформы грузоподъемностью 8,2; 9; 10; 16,5 и 20 т.
Четырехосные платформы постройки 1936—1940 гг. Усть-Катавского завода грузоподъeмнoстью 8,2 т (рис. 1 1) и 16,5-т (рис. 12) имеют металлическую сварную раму c хребтовой балкой и поясные тележки с базой соответственно 1 020 и 1 300 мм.
Четырехосные платформы грузоподъемностью 9 т (рис. 13) были построены в 1949 г. на заводах ГДР, причем тормозные платформы строились на заводе Аммендорф, нетормозные — на заводе Веймар. Рама платформы металлическая сварная с хребтовыми балками. Она имеет два продольных а два поперечных борта высотой 230 мм и поясные тележки с базой 1 020 мм.
По чертежам, утвержденным Главным управлением вагонного хозяйства (ЦВ) МПС, производится наращивание бортов платформ грузоподъемностью 8,2 т постройки Усть-Катавского завода и платформ грузоподъемностью 9 м постройки заводов ГДР до 4t0 мм (рис. 14) с постановкой шарниров, стоек, бортовых закидок и шарниров по типу платформ грузоподъемностью 16,5 т постройки Усть-Катавского завода. В результате погрузочный объем платформы увеличивается примерно на 32%. что обеспечивает надежное крепление бортов и сохранность груза.
C 1945 по 1952 г. на заводах Финляндии для СССР были построены четырехосные 9-m платформы. Из общего их количества 20% оборудовано ручными тормозами (заводы в г. Раума), а остальные — нетормозные (заводы в городах Тампере и Сало). По конструкции и размерам эти платформы тождественны платформам постройки заводов ГДР.
Рис. 12. Четырехосная платформа грузоподъемностью 16,5 т постройки Усть-Катавского завода
Рис. 13. Четырёхосная платформа грузоподъемностью 9 т постройки заводов Аммендорф и Веймар ГДР
Рис. 14. Четырехосная платформа с наращенными бортами
Рис. 15. Четырехосная платформа грузоподъемностью 8,2 т типа 1949 г. постройки Днепродзержинского завода
Рис. 16. Четырехосная платформа грузоподъемностью 20 т постройки Днепродзержинского завода
Четырехосные платформы грузоподъем ностью 8,2 т. типа 1949 г. Эти платформы построены по черте жам Днепродзержинского вагоностроительного завода (рис. 15). Они имеют раму сварной конструкции, съемные борта из досок толщиной 45 мм, армированные для жесткости металлическими скобами-петлями. К этим скобам внизу приварены штыри (консоли), которыми борта заводятся в отверстия петель-угольников, укреп ленных на боковых продольных и буферных балках рамы.
Рис. 17. Четырехосная платформа грузоподъемностью 10 т, постройки Алтайского завода
Все борта легко вынимаются из гнезд и при необходимости могут перевозиться отдельно. Боковые борта составные — по три с каждой стороны вагона, а торцовые — цельные. Соединение бортов между собой, когда они находятся в поднятом состоянии, типовое, т. е. осуществляется скобами и крючками. Тележки двухосные поясные с базой 1 020 мм. Надрессорная балка сварной конструкции из швеллеров № 16 с местными накладками. Колеса чугунные литые диаметром 510 мм с закаленным ободом; оси имеют диаметр шейки 65 мм и изготовляются из Ст. 5. Часть платформ оборудована ручным тормозом и имеет тормозную площадку открытого типа.
Четырехосные платформы грузоподъемностью 20 т (рис. 16) были построены в 1953 r. по чертежам Днепродзержинского вагоностроительного завода. Они имеют раму сварной конструкции с хребтовыми балками, боковые и торцовые борта (боковые составлены из трех частей по длине вагона и могут откидываться вниз, а торцовые — внутрь на пол платформы), двухосные поясные тележки (база 1 300 мм) с колесами диаметром 610 мм и осями типа IV (ГОСТ 3873—47). Часть платформ оборудована ручными и автоматическими тормозами; остальные имеют пролетные трубки диаметром 1 м.
Четырехосная платформа грузоподъемностью 20 т постройки Алтайского завода:
а — вид сверху и сбоку; б — вид с торца
Четырехосные платформы грузоподъемностью 10 m (рис. 17) построены в 1953 г. по чертежам Алтайского вагоностроительного завода. Часть из них имеет ручные тормоза с тормозными площадками. Рама платформы сварной конструкции с хребтовыми балками, по концам которых крепятся центральные ударно-сцепные приборы несквозной упряжи (ГОСТ 4916—49). Платформа имеет по два продольных борта с каждой стороны и два поперечных (торцовые) борта. При разгрузке боковые борта откидываются вниз, а торцовые — ложатся на кронштейны буферных балок. У тормозных платформ со стороны тормозной площадки торцовый борт делается несъемным глухого типа. Тележки двухосные поясные с надрессорной балкой сварной конструкции. База тележки 1 020 мм, колеса чугунные, литые. Диаметр по кругу катания 510 мм с закаленным ободом. Оси типа III (ГОСТ 3873 -47).
Алтайский вагоностроительный завод с 1957 г. приступил к постройке четырехосных платформ грузоподъемностью 20 т (рис. 18) без ручного тормоза. Рама платформы металлическая сварная. Хребтовая балка состоит из двух двутавров размером 270 X 122 X 8,5 мм (ТОСТ 8239—56), боковые балки — из швеллера размером 200 X 100 X 8 мм (ТОСТ 5267—50). Боковые борта, составленные из трех частей по длине вагона, могут откидываться вниз, а торцовые — внутрь на пол платформы. Двухосные поясные тележки (база 1 300 мм) с комбинированным рессорным подвешиванием, колесами диаметром по кругу катания 610 мм и осями типа IV (ГОСТ 3873—47). Ударно-сцепные приборы несквозной упряжи (по ГОСТ 4916—49). Платформы оборудованы автоматическими тормозами с воздухораспределителями усл. № 135 без ускорителя, тормозным цилиндром диаметром 8" и запасным резервуаром РЗ объемом 20 а.
С 1962 г. платформы оборудуются автоматическими тормозами с воздухораспределителем усл. № 270-002 без ускорительной части.