Содержание материала

Изотермические вагоны

Перевозка скоропортящихся грузов (мясо, рыба, масло, фрукты и др.) на дорогах узкой колеи осуществляется специальными изотермическими вагонами, оборудованными соответствующими устройствами, обеспечивающими поддержание внутри кузова примерно одинаковой температуры за все время перевозки.
Изотермический вагон должен обеспечивать:
внутри грузового помещения необходимую температуру воздуха, например для перевозки мяса от +1 до +4° С, молока — от 0 до + 1, вентиляцию для удаления паров и газов, возникающих при перевозке грузов;
надежность действия и удобство в обслуживании приборов охлаждения, отопления и вентиляции;
необходимые условия для перевозки упакованных и неупакованных грузов: ящиков, бидонов, мясных туш и т. д.

Рис. 24. Цельнометаллический изотермический вагон грузоподъемностью 15 т

Изотермические вагоны, являясь разновидностью крытых, должны удовлетворять всем требованиям, предъявляемым к грузовым вагонам.
На узкоколейных дорогах ввиду ограниченности парка изотермических вагонов применяются универсальные вагоны-ледники, приспособленные для перевозки всех скоропортящихся грузов и оборудованные пристенными приборами охлаждения (карманы для льда), вентиляцией, напольными решетками, крючьями и балками для перевозки мясных туш, полками для укладки груза в мягкой и полужесткой таре.
В зимнее время при перевозке овощей и фруктов может быть установлена печь сухого отопления.
Характерной особенностью кузовов изотермических вагонов является наличие в них хорошей изоляции и необходимого внутреннего оборудования. Поэтому кузов таких вагонов, обладая высокой прочностью и износоустойчивостью, должен в то же время обеспечивать удобство размещения термоизоляции и возможность крепления  внутреннего оборудования: балки с крючьями, полки, решетки и др.

В 1954 г. народным предприятием г. Баутцен были построены цельнометаллические изотермические вагоны грузоподъемностью 15 т (рис. 24) с объемом кузова 26,5 м3, общей площадью пола 20, 23 м2 и погрузочной площадью пола 15, 34 м2. Эти вагоны имеют пристенные приборы охлаждения с глубиной карманов 200 см , где размещается 2 m льда; 16 металлических напольных решеток размером 875 х 830 мм , закрепленных шарнирно и подымающихся к продольным стенам вагона. Посередине крыши вагона напротив дверного проема имеется постоянная печная разделка для установки при необходимости печи сухого отопления. Ширина дверного проема 1 350 мм , высота 1 700 мм. Для контроля за температурой установлены термометры.
Под вагоны подкачены двухосные поясные тележки с базой 1 360 мм. Применены двухрядные пятилистовые эллиптические рессоры с повышенной гибкостью и цельнокорпусные буксы с откидными крышками.

Цистерны.

В эксплуатационном парке узкоколейных дорог применяются четырехосные цистерны грузоподъемностью от 6 до 20 т. Основным типом цистерн являются цельносварные емкостью 18 м3 постройки Алтайского вагоностроительного завода (1957 г.) и емкостью 20 м3 постройки Демиховского машиностроительного завода (1960 г.) .
Цистерна с котлом емкостью 18 м3 выполнена на раме 20-тонного крытого вагона. Она имеет бак сварной конструкции, составленный из четырех продольных листов (рис. 25), броневого (нижний), верхнего и двух боковых, свариваемых между собой встык. Толщина броневого листа и днищ принята 8 мм, а верхнего и боковых 6 мм. Такая конструкция котла оказалась более простой в изготовлении и надежной в эксплуатации.

С обеих сторон цистерны около колпака имеются металлические лестницы, а на верху котла площадка. Для осмотра и промывки внутри котла устроена лестница, опирающаяся на броневой лист. Средняя часть котла опирается на хребтовую балку рамы и укрепляется болтами. Концы его свободно ложатся на прокладки из дуба 

или лиственницы, которые предохраняют котел от протирания о шкворневые балки. К крайним опорам котел притягивается стяжными хомутами, удерживающими его от вертикальных и поперечных перемещений относительно рамы.
Безрамная цистерна с котлом емкостью 20 м3, построенная в 1960 г. Демиховским машиностроительным заводом (рис. 26). Котел составлен из отдельных барабанов (обечайки), сваренных между собой встык. Верхние части выполнены из листа толщиной 6 мм и нижние 8 мм. Длина котла 9 700 мм.

Рис. 26. Безрамная четырехосная цистерна емкостью котла 20 м3 постройки Демиховского машиностроительного завода
Для установки центральных буферов в консольной части между буферными и шкворневыми балками имеются вставки из листовой стали по профилю швеллера высотой 200 мм и шириной горизонтальных полок: нижней —75 мм, верхней 125 мм, являющихся небольшим участком хребтовой балки. Верхняя полка со стороны шкворневой балки подогнута к котлу и приварена сплошным электросварочным швом.
Для подъема на цистерну с обеих сторон около колпака приварены электросваркой на угольниках металлические лестницы, а на верху котла устроена площадка. Внутри котла имеется лестница.
В нижней части котла установлен сливной прибор с диаметром патрубка 100 мм. Чугунные лапки стойки для штанги сливного клапана отлиты за одно целое сечением 6X42 мм. Непосредственно к котлу крепятся: тормозной цилиндр, воздухораспределитель, запасной резервуар, поддерживающие и предохранительные устройства рычажной передачи.

Тележки типовые поясные с базой 1 300 мм. Колесные пары с диаметром по кругу катания 610 мм.
Ударно-сцепные приборы типовые (ГОСТ 4916—58).
На узкоколейных дорогах применяются также цистерны (рис. 27), оборудованные на базе узкоколейных платформ.


Рис. 27. Четырехосная цистерна емкостью котла 12,2 м3, оборудованная на базе узкоколейной платформы

В результате калибровки узкоколейных цистерн, эксплуатируемых на Гайворонском отделении Юго-Западной дороги, весь парк цистерн подразделен на калибровочные типы. Для определения количества груза на любом его уровне в котле цистерны или надкотловой части (колпак, надстройка) пользуются для каждого типа цистерн таблицей интервально-объемной калибровки, в которой общий объем цистерны разбит на посантиметровые интервалы, начиная от основания (нижняя точка) котла. Наличие таких таблиц значительно сократило непроизводительные простои цистерн узкой и широкой колеи на перегрузочных пунктах и облегчило расчеты с грузополучателями.

Вагоны специального назначения

В вагонном парке узкой колеи имеются также вагоны специального назначения, которые обычно переделываются из пассажирских или грузовых вагонов или строятся на их базе. К ним относятся: вагоны восстановительных и пожарных поездов, сборнораздаточные вагоны, вагоны-лавки, вагоны-летучки связи, вагоны- путеизмерители, снегоосчистители и контрольно-весовые платформы.
Характеристика основных типов вагонов грузового парка узкой колеи шириной 750 мм приведена в табл. 1.