Содержание материала


Рис. 28. Четырехосный цельнометаллический пассажирский вагон колеи 750 мм постройки Калининского завода

Парк пассажирских вагонов дорог узкой колеи состоит из вагонов, предназначенных для перевозки пассажиров, почтовых, багажных и специального назначения.
Пассажирские вагоны различаются между собой планировкой и внутренним оборудованием, конструкцией кузова, рамы и ходовых частей. В соответствии с назначением и в зависимости от дальности перевозок пассажирские вагоны подразделяются на вагоны местного и пригородного сообщения.
В основном пассажирские вагоны узкой колеи имеют общее помещение, где установлены диваны для сидения. Учитывая, что на Гайворонском отделении Юго-Западной дороги отдельные поезда находятся в пути следования 12—14 ч, что значительно утомляло пассажиров, часть вагонов была переоборудована. Вдоль кузова были установлены диваны и над ними специальные полки, а всего 18—19 спальных мест.
К вагонам специального назначения относятся: служебные, санитарные, вагон-клубы, кино, библиотеки, лаборатории, динамометрические, тормозоизмерительные и др.
В 1954 г. для колеи 750 мм Калининским вагоностроительным заводом были построены четырехосные цельнометаллические пассажирские вагоны сварной конструкции (рис. 28). Длина вагона по раме 11,25 м и ширина 2,3 м. Стены состоят из профильных штампованных стоек, продольных элементов и металлической обшивки с продольными гофрами. Крыша покрыта листовой сталью толщиной 1,5 мм.

Таблица 1


Рис. 29. Планировка пассажирского цельнометаллического вагона с туалетом:
l — тамбур; 2 — пассажирское помещение; 3 — туалет; 4 — котельная
Внутри вагон имеет общее пассажирское помещение с проходом посередине. Диваны жесткие, удобные для сидения пассажиров. Вагон с туалетом 3 (рис. 29) имеет 28 мест для пассажиров, а без туалета, показанный на рис. 30 — 32 места. У этих вагонов стены оклеены линкрустом, пол покрыт линолеумом, отопление водяное, вентиляция осуществляется потолочными вентиляторами и через окна, освещение электрическое от локомотива. Они оборудованы автоматическими и ручными тормозами, челюстными тележками со сварной рамой и двойным рессорным подвешиванием.


Рис. 30. Планировка пассажирского цельнометаллического вагона без туалета:
1 —пассажирское помещение; 2 — котельная; 3 — тамбуры
Четырехосный пассажирский цельнометаллический вагон колеи 750 мм постройки завода Pafawag Польской Народной Республики 1957 г. показан на pиc. 31. Кузов сварной конструкции. Длина вагона по раме 14,2 м, ширина 2,26 м. Стены состоят из профильных штампованных стоек, продольных элементов и металлической обшивки с продольными гофрами. Крыша покрыта листовой сталью толщиной 1,5 мм.
Внутри вагон имеет общее пассажирское помещение с проходом посередине Сиденья узкие и неудобные, что приводит к утомляемости пассажиров. Стены внутри оклеены линкрустом, пол покрыт линолеумом, вентиляция осуществляется потолочными вентиляторами и через окна. Вагоны оборудованы водяным отоплением, 

электрическим освещением от собственного источника питания (электростанция и аккумуляторная батарея), автоматическими и ручными тормозами. Ударно-сцепные приборы выполнены по ГОСТ 4916-49. Тележки челюстные балансирные с двойным рессорным подвешиванием. Часть вагонов оборудована подшипниками качения, а часть — подшипниками скольжения.
Планировка вагона показана с местами для сидения на рис. 32, с диванами для лежания — на рис. 33, с купе — на рис. 34.
Почтовые вагоны (рис. 35) построены в 1961 г. на вагоностроительном заводе Пафаваг (ПНР) на базе пассажирских цельнометаллических вагонов колеи 750 мм. Планировка почтового вагона показана на рис. 36.

Рис. 31. Пассажирский цельнометаллический вагон постройки завода Пафаваг ПНР
Вагон построен по чертежам, разработанным центральным конструкторским бюро вагонов в Познани ПНР, и техническим условиям ОВ-17. Он оборудован генератором типа ПВ-104а и аккумуляторной батареей типа БП-50/6. Внутри вагона имеются: котельное отделение, тамбур, туалетная, коридор, сортировочное и служебное отделения и багажное отделение с соответствующим оборудованием.
Типовой конструкции багажных вагонов колеи 750 мм до сего времени не создано. Поэтому на Юго-Западной и Прибалтийской дорогах под багажные вагоны приспособлены цельнометаллические изотермические вагоны. Планировка временно-багажного вагона показана на рис. 37.
На узкоколейных дорогах общего пользования для пригородного сообщения, кроме пассажирских вагонов, используются грузопассажирские вагоны, построенные вагоностроительным заводом в г. Веймар Германской Демократической Республики (ГДР) 1950 г.

Рис. 32. Планировка пассажирского цельнометаллического вагона постройки ПНР с диванами для сидения:
1 — пассажирское помещение; 2— туалет; 3 — тамбуры; 4 — котельная
Рис. 33. Планировка цельнометаллического пассажирского спального вагона: 1 — тамбуры; 2 —  котельная; 3 — пассажирское помещение; 4 —  спальное место; 5 — туалет


Рис. 34. Планировка цельнометаллического купированного вагона: 1 — тамбуры; 2 —  котельная; 3 —  купе; 4 — коридоры; 5 — туалет


Рис. 35. Общий вид цельнометаллического почтового вагона постройки завода Пафаваг ПНР
Грузо-пассажирский вагон (рис. 38) грузоподъемностью 6 т имеет двухосные поясные тележки, ручной тормоз, металлическую раму с хребтовой балкой, что дает возможность в последующем оборудовать вагон автосцепкой, металлическую обрешетку кузова и деревянную обшивку стен.

Рис. 36. Планировка цельнометаллического почтового вагона постройки завода Пафаваг


Рис. 37. Планировка временно-багажного вагона

Грузо-пассажирский вагон пригородного сообщения
Рис. 38. Грузо-пассажирский вагон пригородного сообщения
Внутри вагон оборудован диванами для сидения 22 пассажиров; имеются также откидные сиденья и багажные полки. Освещение вагона свечное, отопление осуществляется печами. С одной стороны вагона имеется тамбур. В продольных стенах вагона устроены задвижные двери шириной 1,75 м. Вентиляция производится потолочными вентиляторами.
Характеристика основных типов пассажирских вагонов колеи 750 мм приведена в табл. 2.