Содержание материала

Туалетные отделения расположены в конце вагона. Вход в них делается со стороны тамбура или коридора вагона. Внутреннее оборудование этих отделений состоит из умывальных .чаш, унитазов, кранов и т. д. На рис. 175 показано туалетное отделение пассажирского вагона с деревянным кузовом. Запас воды для умывальника и промывки унитаза хранится в баке 1, расположенном под потолком. На баке устанавливают водомерное стекло или водопробные Краники и выводят из него в умывальную чашу вестовую трубу для спуска излишней воды.
Умывальные чаши 2 и унитазы 3 делаются фаянсовыми или металлическими (эмалированными). Над умывальной чашей устанавливается  зеркало 4. Кроме того, на стене укрепляются хомуты для установки огнетушителя.
На рис. 176 приведена схема водоснабжения туалетного отделе ния пассажирского цельнометаллического вагона постройки завода Пафаваг ПНР. Наполнение сети водой осуществляется через наливную воронку 1 на крыше вагона или через подвагонный наливной патрубок 7 и трубу 5 до появления воды из сигнальной трубы 13 под вагоном.
Пода поступает в умывальник 15 при открытых кранах 16 и 17, и унитаз 8 — приоткрытом вентиле 11 и через кран 10, открывае мый нажимом педали. Очистка унитаза от льда осуществляется горячей водой, пропускаемой из калорифера 19 через кран 9; вентиль 11 при этом должен быть закрыт. Замороженную спускную трубу умывальника можно оттаять наливом горячей воды в воронку 14.
Уровень воды в баке 3 контролируется водомерным стеклом 2. Водяной бак отключается вентилями 11 и 17. Наполнительную трубу 5 в случае замерзания можно обогреть, наливая горячую воду в кожух трубы через воронку 6.

Спуск воды из водяной сети осуществляется при открытых вентилях 11 и 17 через кран умывальника 16 и через унитаз при открытом вентиле 10. Остатки воды и ила убирают в ведро вывинчиванием пробки 12 в дне бака.
Для промывки бака нужно слить воду и закрыть вентили 11 и 17. Затем через воронку 1 промывают бак и спускают промывочную воду с илом через открытые вентили 16, 10, 11 и 17, а остатки ила удаляют через отверстие для пробки 12. После этого поддон 4 очищается, промывается и вода спускается по трубе 18.
При ремонте туалетных отделений необходимо: поврежденные метлахские плитки пола заменить новыми, а отсутствующие пополнить; разбитые зеркала или с поврежденной амальгамой заменить, а на место отсутствующих ставить вновь; разбитые унитазы и умывальные чаши заменить новыми; спускные механизмы, сточные и фановые трубы очистить, осмотреть и отремонтировать; погнутые клапаны унитаза выправить и обязательно пролудить во избежание ржавления (допускается постановка клапанов, изготовленных из оцинкованной стали); шарнир и трущиеся части спускного механизма смазать; клапан унитаза обязательно снять, разобрать и отремонтировать; крышки и сиденья унитазов сиять, прочистить и отлакировать, а полированные полировать; осевшие и тугие пружины умывальных кранов исправить или заменить новыми; водяные баки независимо от состояния сиять, очистить, осмотреть и окрасить суриком на олифе не менее двух раз; окрасить бак снаружи белилами на олифе два раза; неисправные швы бака пропаять и негодные фланцы заменить новыми.
Водопроводную сеть и арматуру нужно осмотреть, промыть, привести в исправное состояние и испытать на плотность путем наполнения системы водоснабжения водой.
Водомерные стекла должны быть очищены, а разбитые заменены.

4. ОТОПЛЕНИЕ

В пассажирских вагонах встречаются две системы отопления: печное, или сухое, и водяное.

Печное, или сухое, отопление.

В качестве источника отопления применяются металлические печи цилиндрической формы. Пол в месте установки печи изолирован асбестом, а поверх него — листом Стали. Вытяжная труба печи выводится наружу через особую разделку в виде металлической коробки с двумя стенками, между которыми расположен изолирующий материал (асбест). Сверху труба защищена от попадания дождя и снега флюгаркой. В целях противопожарной безопасности деревянные стены в месте установки печи обивают листовой сталью толщиной I мм по асбесту и устанавливают стальные щиты (экраны) с промежутком от стены для циркуляции воздуха.
Основные недостатки печного отопления: неравномерность нагревания, резкая разница температур в разных местах вагона, Копоть, дым, угар и опасность в пожарном отношении.

Водяное отопление.

Отопление этим способом осуществляется котельной установкой, расположенной в специальном помещении, И трубопроводной отопительной сетью.
На рис. 177 показана схема отопительного устройства пассажирского цельнометаллического вагона постройки завода Пафаваг ПИР. В котельном отделении установлен котел 5 вертикального типа с внутренней цилиндрической топкой. Вытяжная труба котла выходит на крышу вагона через разделку и заканчивается флюгаркой, способствующей увеличению тяги.
Воду в систему заливают через специальный патрубок, выведенный на крышу вагона и оканчивающийся наливной воронкой 21. Вода, нагреваясь в котле, поднимается в бак-расширитель, где она освобождается от частичек воздуха, скопление которого может вызывать прекращение естественной циркуляции в отопительной системе. Для контроля уровня воды в расширителе устанавливается водопробный кран 19. Температура воды в котле определяется термометром 3. От расширителя вода идет по трубам сверху вниз по всему ваг ону и, отдавая тепло, возвращается к котлу.