Содержание материала

КОЛЕСА

Колеса напрессовываются ступицами на подступичные части ОСИ под давлением 19—60 т в зависимости от типа оси и типа колеса. По конструкции колеса под вагонами узкой колеи подразделяются на бандажные и безбандажные.
Под вагонами узкой колеи наибольшее распространение получили 7 типов безбандажных колес: цельнолитые стальные (рис. 50, 51, 52) а чугунные с отбеленным ободом (рис. 53).

Колеса изготовляются:
цельнолитые дисковые стальные диаметром по кругу катания от 500 до 610 мм и шириной обода от 100 до 115 мм для колесных пар пассажирских и грузовых вагонов различной грузоподъемности. Они имеют диск толщиной у ступицы 25 мм у обода 19 мм. Отливаются колеса из среднемарганцовистой стали (мартеновская или электропечная) в соответствии с Техническими условиями ЦУМЗ и ЦВ МПС 1955 г.;
чугунные (теперь не выпускаются) согласно Техническим условиям № 35 от 23 марта 1950 г. Особенностью их является твердая Поверхность катания, которая практически не поддается обработке резцами, поэтому после износа или повреждения колеса не ремонтируются, а заменяются новыми. Глубина отбела, измеряемая по кругу катания, должна быть не более 25 мм и не менее 5 мм. Срок гарантии чугунных колес с отбеленным ободом составляет 1 год, и практический — от одного до шести месяцев.

КОЛЕСНЫЕ ЦЕНТРЫ

Для формирования узкоколейных колесных пар применяется 8 типов колесных центров шириной обода 64—70 и 80 мм.
Стальные литые центры изготовляются:
спицевые — трех типов, отличающихся диаметром обода и ступицы и количеством спиц; шестиспицевые (рис. 54) — диаметром обода 390, 400, 410, 450 и 470 мм; восьмиспицевые (рис. 55) — диаметром 470 мм; девятиспицевые (рис. 56) — диаметром 470 мм;
дисковые — диаметр от обода 4110,470, 480 мм, шириной обода 66 и 80 мм для колесных пар пассажирских вагонов, а также для грузовых вагонов грузоподъемностью 8,5 — 1 0 и 16,5 т;
дисковые — с ребрами жесткости диаметром обода 400, 470 мм a шириной обода 65—67 мм для колесных пар пассажирских и грузовых вагонов грузоподъемностью 10 и 17 т.
Чугунные дисковые литые колесные центры применяются диаметром обода 410, 450, 480, 630 мм и шириной обода 80 мм для колесных пар грузовых вагонов грузоподъемностью 10 и 12,5 m. В настоящее время они не изготовляются.


Рис, 50. Цельнолитое стальное колесо с диаметром круга катания 540 мм и шириной обода 100 мл
Цельнолитое стальное колесо
Рис. 51. Цельнолитое стальное колесо с диаметром круга катания 540 мм и шириной обода 115 мм


Рис. 52. Цельнолитое стальное колесо с диаметром круга катания 610 мм и шириной обода 115 мм

Рис. 53. Чугунное цельнолитое колесо

Рис. 54. Колесная пара со стальными литыми шестиспицевыми центрами


Рис. 55. Стальной литой восьмиспицевой центр

Рис. 56. Колесная тара со стальными литыми девятиспицевыми центрами