Осмотр, проверка, правка и закалка пружин.
При периодических видах ремонта вагонов все пружины снимаются, обмываются в моечной машине, осматриваются и проверяются шаблонами.
Пружины с изломами и трещинами бракуют и заменяют новыми, просевшие или перекошенные нагревают в рессорных печах и исправляют с последующей разводкой витков на специальных приспособлениях, калибрующих шаг и опорные плоскости.
Правку и закалку пружин необходимо производить с одного нагрева до 880—920° С. При этом время от момента выемки пружины из печи до момента погружения в закалочную среду не должно превышать 25 сек с тем, чтобы пружина не была охлаждена до температуры ниже 780° С.
В качестве охлаждающей среды при закалке пружин из стали марок 55С2 и 60С2 нужно применять масло (машинное, трансформаторное, веретенное) и воду; при этом закалку пружин диаметром прутка 25 мм и выше производят в воде. Температура масла не должна превышать 60° С, а воды 30—40° С.
Для снятия внутренних напряжений, образовавшихся в процессе закалки, а также для получения требуемых механических качеств пружины после закалки подвергают обязательному отпуску при 440—480 С с минимальным разрывом во времени после закалки во избежание образования закалочных трещин.
Продолжительность выдержки пружины при температуре отпуска должна быть в пределах 40—50 мин. После отпуска пружины охлаждаются на воздухе.
Проверка размеров и качества ремонта пружин. Пружины, вновь изготовленные, отремонтированные или прошедшие освидетельствование, принимают и испытывают на прессе.
Приемка готовых пружин включает наружный осмотр, испытание и обмер. Наружным осмотром выявляют неисправности пружин: волосовины, трещины, заусенцы, продольные и поперечные риски, могущие вызвать излом в эксплуатации.
При обмере пружин проверяют: высоту в свободном состоянии на плите; наружный диаметр не менее чем в трех местах — по концам и в средней части пружины; внутренний диаметр пробкой-калибром, имеющей длину рабочей части, равную утроенному шагу пружины; разность между максимальным и минимальным шагом (неравномерность шага) — измерением шага между всеми рабочими витками по двум диаметрально противоположным сторонам пружины; перпендикулярность опорных поверхностей к оси пружины установкой ее на плите вертикально. Проверку производят при помощи угольника и измерительной линейки или щупа.
Испытание, приемка и маркировка пружин.
Признанные годными по наружному осмотру и обмеру пружины испытывают на прессе на отсутствие остаточной деформации и на определение величины прогиба под рабочей статической нагрузкой.
Величины пробных нагрузок, расчетных прогибов и рабочих нагрузок должны быть указаны в чертеже. Остаточная деформация определяется как разность между высотами пружин в свободном состоянии до и после сжатия под пробной нагрузкой.
Пружины, выдержавшие испытания на отсутствие остаточной деформации, подвергаются на том же прессе испытанию на определение под рабочей статической нагрузкой величины прогиба, который определяется как разность между высотой пружины в свободном состоянии и высотой сжатой пружины под рабочей нагрузкой.
Испытание на прогиб под рабочей нагрузкой производится в такой последовательности. Пружину нагружают до рабочей нагрузки и замеряют прогиб, при этом разность между замеренным прогибом и расчетным прогибом, указанным в чертеже, не должна отклоняться от расчетной больше чем на +12 и —8%. Пружины, не выдержавшие испытания, вновь подвергаются термообработке.
После испытания на оттянутом конце пружины, изготовленной из прутка диаметром 16 мм и выше, при производстве термообработки в нагретом состоянии наносятся клейма: условный номер предприятия, месяц и год ремонта. На пружинах с диаметром прутка меньше 16 мм навешиваются бирки с указанными знаками. Все пружины после приемки окрашиваются лаком № 177.