В вагонном парке дорог узкой колеи имеется несколько типов полувагонов, однако современной конструкции полувагона колеи 750 мм еще не создано. В эксплуатации до сего времени сохранились полу вагоны грузоподъемностью 10 т постройки Коломенского завода (1894—1898 гг.), показанные на рис. 20. Кузов деревянный, имеет две боковые разгрузочные двери, устроенные посередине вагона.
В 1958 г. Таллинский завод переоборудовал с колеи 900 мм на кол ею 750 мм 200 четырехосных полувагонов (рис. 21). Стойки и обвязка кузова полувагона металлические. С каждой стороны имеются боковые разгрузочные двери, устроенные посередине вагоне. Тележки поясные с базой 1 380 мм.
Рис. 20. Четырехосный полувагон грузоподъемностью 10 т постройки Коломенского завода
Четырехосный саморазгружающийся полувагон (хоппер) грузоподъемностью 16,5 т типа 1938 г. построен для колеи шириной 750 мм по чертежам Усть-Катавского вагоностроительного завода. Предназначен он для перевозки сыпучих грузов, состоит из металлической рамы, имеющей хребтовую и боковые продольные балки, а также шкворневые, промежуточные и буферные балки.
Рис. 21. Четырехосный полувагон грузоподъемностью 20 т
Кузов имеет шесть продольных откидных бортов по три с каждой стороны и деревянную обшивку из досок толщиной 50 мм. Пол наклонен под углом 35°. Рама опирается на две двухосные тележки с базой 1 200 мм и колесами диаметром по кругу катания 610 мм.
Часть полувагонов оборудована ручным тормозом и тормозной площадкой закрытого типа, которая имеет металлический каркас из угольников 60 X 60 х 8 мм, обшитый изнутри досками толщиной 22 мм, две боковые двери и сиденье для кондуктора.
Четырехосный цельнометаллический полувагон (хоппер) грузоподъемностью 18 т 1951 г. (рис. 22) для колеи шириной 750 мм построен по чертежам Крюковского вагоностроительного завода. Он предназначен для перевозки руды.
Рама состоит из хребтовой балки (два швеллера № 30), боковых продольных балок, являющихся нижней армировкой наклонного пола, и поперечных балок, сваренных из листовой стали. Кузов полувагона сварной конструкции. Он имеет по две торцовых, средних поперечных и боковых стены, а также боковые верхнюю и нижнюю продольные обвязки.
К верхней обвязке кузова с каждой стороны вагона подвешены шарнирно на петлях по две двери, изготовленных из стальных листов с вертикальными угольниками жесткости. Вдоль двери на середине высоты приварена балка (швеллер № 14), имеющая на концах цапфы, соединенные с тягами разгрузочного механизма, который обслуживает парy дверей, pacположенных с одной стороны полувагона.
Пол, состоящий из стальных листов, двускатный, с наклоном в каждую сторону под углом 40°. Обшивка пола, дверей и торцовых стен имеет толщину 4—6 мм.
Полувагон оборудован типовыми центральными ударносцепными приборами, пневматическим и ручным тормозами. Тормозная площадка открытого типа, с нее осуществляется управление разгрузочным механизмом и приводом ручного тормоза.
Под полувагон подкатываются двухосные поясные тележки с базой 1 440 мм и колесами диаметром 650 мм. Букса, подшипник и вкладыш используются от типовой тележки грузовых вагонов широкой колеи.
Четырexосный вагон-самосвал (думпкар) грузоподъёмностью 20 т (рис. 23) построен в 1963 г. для колеи 750 мм по чертежам Калининградского вагоностроительного завода. Он имеет цельнометаллический кузов сварной конструкции, нижнюю раму и две тележки.
Кузов в свою очередь имеет раму с полом, боковые откидные борта и торцовые стены. Каркас рамы выполнен из продольных и поперечных балок, которые сверху перекрыты несъемными металлическими листами толщиной 3 мм, образующими нижний пол. Для смягчения ударов груза на раму поверх нижнего пола уложены деревянные бруски толщиной 70 мм, а сверху поставлен съемный (на болтах) настил пола из стальных листов толщиной 10 мм.
Pиc. 23.Четырехосяый вагон-самосвал грузоподъемностью 20 т, построенный в 1953 г.
Борта состоят из верхнего и нижнего продольных швеллеров и поперечных диафрагм, обшитых стальными листами толщиной: 6 мм с внутренней стороны и 4 мм с наружной. Борта соединяются с рамой шарнирно. Опускание, поднятие и закрытие их производятся автоматически. Торцовая стена состоит из двух угловых и двух средних стоек, изготовленных из швеллеров № 14, вертикального листа толщиной 6 мм и верхнего обвязочного угольника.
При разгрузке вагона кузов может поворачиваться в ту или другую сторону под углом 42-45". Поворот его осуществляется четырьмя двойными телескопического действия воздушными цилиндрами, установленными на кронштейнах хребтовой балки по два с каждой стороны.
Тележки вагона двухосные поясные с базой 1 320 мм и стальными бандажными колесами диаметром 610 мм. Вагон оборудован ручным и автоматическим тормозами, а также центральными ударносцепными приборами нормального типа для вагонов колеи 750 мм.