Содержание материала

Двенадцатиосный транспортер цельнометаллической конструкции грузоподъемностью 34 т для перевозки круглого леса построен по чертежам Алтайского вагоностроительного завода. Состоит 1:3 двух шестиосных сцепов — полутранспортеров (рис. 19), которые соединяются типовыми сцепными приборами. 

Рис. 19. Схема шестиосного сцепа двенадцатиосного транспортера грузоподъемностью 34 т:
1 — четырехосная концевая платформа сцепа; 2 — главная балка сцепа; 3 — опорная балка коника; 4 — двухосная тележка
На верху каждого сцепа установлены на пятниках вращающиеся около вертикальной оси коники. Коник состоит из сварной балки коробчатого сечения, на концах которой шарнирно укреплены стальные стойки, могущие откидываться внутрь вагона или наружу вниз. Чтобы обеспечить равномерное распределение нагрузки на ходовые части, бревна при погрузке должны укладываться то комлевой частью, м вершиной на одну сторону транспортера.
Каждый сцеп состоит из главной продольной балки, четырехосной платформы и двухосной тележки.
Главная продольная балка сварная состоит из двух двутавровых балок № 36, перекрытых снизу в сверху накладками сечением 500 X 10 мм и четырех поперечных балок (двух шкворневых, промежуточной в буферной) коробчатого сечения, выполненных из вертикальных и горизонтальных листов. Главная балка опирается на платформы и тележки пятниками в скользунами, поставленными снизу шкворневых балок.
Четырехосная платформа сцепа имеет сварную конструкцию. Хребтовая, боковые, шкворневые и поперечные балки-рамы изготовлены из швеллера № 20, а буферные балки — из двутавров № 20 или отштампованы из 6-мм стального листа.
Сцепы оборудуются ручными в автоматическими тормозами. Торможение осуществляется только на колесные пары тележек, стоящих под платформами. Двухосная тележка, находящаяся у другого конца главной балки, нетормозная. Воздушная магистраль проходит вдоль всего сцепа и оканчивается типовыми концевыми кранами и рукавами. Под платформу сцепа ставятся однотипные двухосные поясные тележки с базой 1 020 мм, пружинным рессорным комплектом, колесами диаметром по кругу катания 510 мм и осями типа III (ГОСТ 3873—47).
Коллективом научных сотрудников и группой конструкторов Центрального научно-исследовательского института механизации и энергетики лесной промышленности (ЦНИИМЭ) в содружестве с Днепродзержинским вагоностроительным заводом нм. газеты «Правда» в 1955—1956 гг. созданы новые вагоны — сцепы типа ЭМ-51 для вывозки хлыстов древесины разной длины. Новые вагоны имеют более прочные тележки с литыми боковинами в литой надрессорной балкой, а также улучшенное рессорное подвешивание, что повысило ходовые качества и безопасность движения.