Содержание материала

Глава V
РЕССОРЫ И ПРУЖИНЫ

НАЗНАЧЕНИЕ И ОСНОВНЫЕ ТИПЫ РЕССОР

  Шестилистовая рессора
Рис. 106. Шестилистовая рессора

Во время движения по рельсам вагоны испытывает толчки, удары на стыках, в местах просадки пути, при наличии выбоин и неравномерного проката на поверхности катания колес. Для поглощения толчков, ударов и уменьшения нагрузок от них на ходовые части кузов вагона устанавливается на рессорах. Рессоры и пружины, будучи упругими, обеспечивают более спокойный и плавный ход вагона. Под действием веса нагрузки вагона рессоры должны давать достаточно большие прогибы и обладать необходимей прочностью.
Под вагонами узкой колеи применяются подвесные листовые (рис. 106 и 107) и эллиптические рессоры разных типов (рис. 108 и 109). изготовленные из горячекатаной стали марок 55С2 и 60С2 (ГОСТ 2052—53).
Листовые подвесные рессоры называются также незамкнутыми, или надбуксовыми, так как они непосредственно передают давление от рамы вагона или тележки на буксы.


Рис. 107. Шестилистовая безушковая рессора для цельнометаллического пассажирского вагона


При изготовлении листы рессоры выгибают так, что она в свободном состоянии имеет изогнутую форму (см. рис. 106). Расстояние АБ между центрами ушков коренного листа в свободном состоянии рессоры называется хордой, а расстояние от прямой, проведенной через центры ушков, до коренного листа, измеренное около хомута, называется у ненагруженной рессоры фабричной стрелой. У рессоры же, находящейся под действием нагрузки, это расстояние называется стрелой прогиба. Разность между фабричной стрелой и стрелой прогиба называется прогибом рессоры.

При движении вагона рессора получает еще дополнительный прогиб от толчков и ударов, испытываемых колесными парами вагона. Общин прогиб рессоры, получаемый от груза в спокойном состоянии вагона (статический прогиб) и от удара во время движения, не должен быть в сумме больше фабричной стрелы. Иначе говоря, рессора не должна прогибаться дальше горизонтального положения листов, а в витых рессорах (пружины) при движении вагона не должно быть смыкания витков.

Гибкие свойства рессор определяются одной из двух величин: жесткостью или гибкостью. Величина гибкости зависит от длины рессоры, числа и размеров поперечного сечения листов. Изготовление замкнутых (эллиптических) и незамкнутых листовых рессор, пружин ударно-тяговых приборов и тележек вагонов узкой колеи производится в соответствии с Техническими указаниями по ремонту
вагонных листовых рессор и пружин
Основные характеристики типов рессор грузовых и пассажирских вагонов узкой колеи приведены в табл. 19, а размеры листов рессор — в табл. 20.

Таблица 19

№ чертежа

Тип рессоры

Расстояние между центрами ушков коренного листа в выпрямленном состоянии

1

Длина листов в мм

6

7

2

1
3

4

5

НУ-7455

6-лнстовая для пассажирского вагона постройки польских заводов

625

860

665

540

420

310

180

 

НУ-7389

7-листовая для пассажирского вагона постройки литовских заводов

1 230

1 440

1 320

1 200

1 000

800

600

400

 

6-листовая для четырехосного пассажирского цельнометаллического вагона колеи 750 мм постройки Калининского завода

715

768

715

585

455

325

195

 

НУ-7242

Эллиптическая грузопассажирского вагона постройки завода Веймар (комплект однорядный, секция на 3 листа) ..

705

712

683

505

 

 

 

 

 

Эллиптическая грузопассажирского вагона постройки завода Веймар (комплект двухрядный, секция на 3 листа) ..

607

630

490

265

 

 

 

 

НУ-7161

Эллиптическая                 для
цельнометаллического изотермического вагона грузоподъемностью 15 т постройки завода Баутцен

660

695

660

520

380

240

 

 

НУ-7288

Эллиптическая вагонов Ново-русско-балтийского типа (комплект, 3 секции, 4-листовая шарнирная)

593

760

540

395

235

 

 

 

НУ-7334

Эллиптическая для вагонов постройки латвийских заводов (комплект двухрядный, 6- листовая, шарнирная)

600

770

700

550

410

330

250

Таблица 20

Продолжение

• Сечение коренного листа 76X13 мм, а остальных листов 76x10 мм.