Содержание материала

Глава 15
НАУЧНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА. ОПЛАТА ТРУДА. ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ РАСЧЕТ
§ 89. Научная организация труда

Непрерывное совершенствование существующей организации труда на основе использования достижений науки и передового опыта называют научной организацией труда (НОТ). Целью НОТ является повышение производительности труда путем:
улучшения условий труда;
улучшения организации рабочих мест и производственных участков и планомерного обслуживания их материалами и инструментами;
внедрения в производство передовых приемов и методов труда;
разработки и осуществления разделения и кооперирования труда, в наибольшей степени соответствующих состоянию техники и технологии в данном производстве;
повышения культурно-технического уровня работающих;
совершенствования материального и морального стимулирования;
укрепления производственной и технологической дисциплины;
развития социалистического соревнования и движения за коммунистический труд.
В путевом хозяйстве, на текущем содержании пути в особенности, НОТ имеет очень большое значение для выявления и использования резервов времени и экономии труда в целях повышения его производительности.
Улучшение условий труда включает в себя механизацию тяжелых работ, создание благоприятных санитарно-гигиенических и безопасных условий работы, введение рациональных режимов труда и отдыха.
Улучшение организации рабочих мест и производственных участков заключается в создании такой организации на производстве, при которой обеспечивается наиболее рациональное и производительное использование рабочего времени без простоев, излишних потерь и без брака по причинам некачественной наладки станков, оборудования.
Внедрение передовых приемов и методов труда включает в себя изучение передового опыта, обобщение его и внедрение в производство с тем, чтобы через некоторое время опыт передовиков стал достоянием всего коллектива.
Разработка и осуществление разделения и кооперирование труда заключается в том, чтобы в сложных комплексах работ отделить подсобные операции от основных и предусмотреть использование на подсобных операциях менее квалифицированных работников, т. е. с более низкими квалификационными разрядами.
Кооперирование труда заключается в установлении наиболее рациональных в данных организационных условиях производственных связей, позволяющих использовать с большей эффективностью машины, механизмы, оборудование и рабочую силу.
Примером кооперирования труда может служить комплексное производство работ по текущему содержанию пути в так называемые «технологические окна», когда под прикрытием «окна» на перегоне выгружаются новые и грузят старые снятые с пути материалы верхнего строения и выполняются работы по одиночной замене шпал и рельсов, выправка пути по уровню или его рихтовка.
На ремонте пути примером разделения и кооперирования труда является разделение работ на подготовительные, основные и отделочные с перенесением части подготовительных работ на производственные базы (например, сборка звеньев рельсо-шпальной решетки).
Повышение культурно-технического уровня работающих включает в себя повышение общего культурного уровня работника, повышение деловой квалификации, освоение вторых профессий, освоение новой техники и технологии производства, участие в качестве общественных ревизоров по технике безопасности и безопасности движения и др.
Совершенствование материального и морального стимулирования является одним из главных факторов в деле повышения заинтересованности каждого члена коллектива в результатах производственной деятельности. Работа НОТ в этом направлении заключается в своевременной разработке мероприятий и показателей стимулирования труда, направленного на освоение новой техники, передовой технологии, экономию материальных и трудовых затрат.
Мероприятия по укреплению производственной и технологической дисциплины способствуют более полному использованию рабочего времени, т. е. прямым образом влияют на повышение производительности труда.
Многое из того, что составляет основное содержание НОТ, может осуществить каждый монтер пути, например, следующие мероприятия:
повседневный уход и своевременная подготовка к работе личного путевого инструмента и закрепленных за ним механизмов;
продуманная организация рабочего места с рациональным расположением в рабочей зоне материалов, инструмента, приспособлений;
изучение технических требований к выполняемым работам, выполнение работы в соответствии с этими требованиями, обеспечение высокого качества работы;
освоение передовых методов труда и помощь другим монтерам пути в освоении правильных приемов производства работ;
выявление причин потерь рабочего времени и борьба за их устранение.
В отдельных случаях для выявления непроизводительных потерь рабочего времени при выполнении работы проводят наблюдения производственного процесса, называемые фотографией рабочего времени. В процессе фотографии на специальном бланке последовательно фиксируют все без исключения затраты рабочего времени в течение всего рабочего дня исполнителя работы. Потери времени, записанные в наблюдательном листе, анализируют, устанавливают причины и намечают мероприятия по устранению или уменьшению потерь по тем из них, которые могут быть устранены или уменьшены.
Для привлечения рабочих к активному участию в борьбе с потерями рабочего времени проводят самофотографию рабочего дня, в процессе которой сами исполнители работы (монтеры пути) записывают в наблюдательный лист все потери рабочего времени, в том числе потери времени по причинам несвоевременной подготовки материалов, машин и оборудования, отсутствия энергии и по другим причинам, не зависящим от исполнителя работы. Эти наблюдения анализируют, разрабатывают и проводят в жизнь мероприятия по устранению потерь времени.
Сложность путевых работ неодинакова: одни работы, например вырезка песчано-гравийного балласта в шпальных ящиках и срезка загрязненной корки балласта, выполняются монтерами пути второго разряда, другие, например регулировка шпал по эпюре, — монтерами пути третьего разряда, а такая работа, как регулировка ширины рельсовой колеи по шаблону, — группой, в которой один монтер пути имеет пятый разряд, другой — третий разряд.
Каждый разряд характеризуется определенными знаниями и умениями.
Правильная расстановка исполнителей в соответствии с их квалификацией и сложностью работы является одним из важных элементов в научной организации труда.
Большая часть путевых работ на текущем содержании пути и на его ремонте — работы сдельные. Это означает, что на единицу работы устанавливается определенная норма затрат труда, а за определенное рабочее время исполнитель работы должен дать соответствующую выработку, т. е. количество работы в зависимости от установленной нормы затрат труда.
Установлением норм затрат труда на путевые работы занимаются нормативно-исследовательские станции Главного управления пути МПС. В отдельных случаях временные нормы на местах определяют инженеры-нормировщики.
Под нормами затрат труда понимается количество труда, которое необходимо затратить исполнителю (или исполнителям) на выполнение заданной работы в определенных организационнотехнических условиях.
Нормы затрат труда подразделяются на нормы времени, нормы выработки и нормы расхода рабочей силы.
Норма времени устанавливает количество времени на единицу работы рабочим или группой рабочих определенной профессии и квалификации. Норма времени выражается в человеко-часах или в человеко-минутах.
Норма выработки является величиной, зависящей от нормы времени; она характеризует объем работы, который должен быть выполнен в единицу времени. Измеряется норма выработки учетной единицей соответствующей работы (штука, метр, тонна и др.). Норма выработки определяется делением суммы рабочего времени исполнителей за учетный период (смену) на норму времени, установленную на единицу данной работы.

Пример. На работу по одиночной смене деревянных шпал при шести костылях на шкале на щебеночном балласте норма времени 1,44 чел.-ч; состав группы — два монтера пути 3-го разряда. Продолжительность рабочей смены — 8,2 ч. Определить норму выработки группы монтеров пути.
Сумма рабочего времени исполнителей равна 2X8,2=16,4 чел-ч. Норма выработки составит 16,4:1,44=11 шпал.

Норма расхода рабочей силы устанавливает, какое число рабочих необходимо для выполнения заданной работы за определенное время.
В путевом хозяйстве нормы расхода рабочей силы установлены для работ по текущему содержанию пути и искусственных сооружений. Эти нормы показывают, какое количество рабочих требуется для обеспечения текущего содержания 1 км пути, одного стрелочного перевода, железнодорожного моста и др.
Наличие норм затрат труда позволяет составить дневное или месячное задание бригадам монтеров пути, определить степень выполнения норм выработки, а следовательно, и производительность труда.
Пример. Какое дневное задание должно быть выдано бригаде из восьми монтеров пути на работу по одиночной смене шпал при норме времени 1,44 чел-ч на смену одной шпалы? Определить, с какой производительностью работала бригада, если за рабочий день опа сменила 48 шпал?
Дневное задание бригаде определится исходя из суммы затрат планируемого на смену шпал времени исполнителей и нормы времени, а именно 8X8,2 : 1,44 = 46 шпал.
Производительность труда, выраженная в процентах, определится из выражения 48X1, 44Х 100:8х8,2= 105.3%.
Производительность труда в путевом хозяйстве оценивается различными показателями. По эксплуатационной деятельности путевого хозяйства производительность труда характеризуется выработкой в тонно-километрах брутто, приходящихся на одного работника.

Для измерения производительности труда по путевым машинным станциям используется показатель «Выработка в приведенных километрах капитального ремонта пути на одного работника за отчетный период».
Эта выработка определяется делением объема путевых работ, выполненных путевой машинной станцией в приведенных километрах, на численность работников ПМС.
Поскольку ПМС выполняет различные виды ремонтно-путевых работ, для оценки производительности труда каждый вид ремонта приводят к основному показателю, в качестве которого принят капитальный ремонт пути на деревянных шпалах с постановкой на щебень, с применением установленных коэффициентов приведения. Например, капитальный ремонт пути на деревянных шпалах на старом щебне приравнивают к основному измерителю с коэффициентом 0,95, капитальный ремонт бесстыкового пути — с коэффициентом 1,20, а подъемочный ремонт — с коэффициентом 0,50.
Основными факторами, определяющими рост производительности труда в путевом хозяйстве, являются: усиление верхнего строения пути, повышение уровня механизации путевых работ, внедрение передовых методов труда, улучшение условий труда и быта рабочих.