Содержание материала

§ 76. Капитальный ремонт пути на щебеночном балласте

Подготовительные работы, выполняемые на перегоне, следующие: прогрохотка щебня в местах препятствий для работы щебнеочистительной машины, опробование и смазка стыковых болтов; регулировка стыковых зазоров; закрепление шпал добивкой костылей и забивка дополнительных костылей за пределами подкладки; разборка настила на переезде с укладкой временного; устройство въездов для захода балластоочистительной машины БМС на путь; в день производства основных работ перед началом «окна» подготавливают место для зарядки щебнеочистительной машины ЩОМ-Д (если вместо БМС применяется ЩОМ-Д). Для этого удаляют щебень из шпальных ящиков и из-под шпал на глубину 20 см и на протяжении 2—3 м пути (на ширину подрезного ножа).
Для пропуска поездов по месту работ вместо удаленного щебня под шпалы укладывают старогодные шпалы и соединяют их с основными шпалами строительными скобами. При необходимости в подготовительный период обрезают концы длинных шпал в пути, снимают покрытия, защищающие щебеночный балласт (где они есть) от загрязнения, устанавливают дополнительно противоугоны для предотвращения сдвига и отрыва шпал при очистке щебня щебнеочистительной машиной ЩОМ-Д.
Прогрохотку щебня в местах препятствий осуществляют вручную с помощью щебеночных когтей, вил и сетчатого грохота.
Стыковые зазоры регулируют гидравлическими разгонщиками. Выполнением этой работы устраняется возможность выброса пути при вывешивании путевой решетки щебнеочистительной машиной.
Опробование и смазку болтов выполняют для ликвидации затруднений при разболчивании стыков во время разборки пути.
Основные работы производятся на расчетном участке во время закрытия перегона («окна») и заканчиваются в тот же день в оставшееся после окончания «окна» до конца рабочей смены время.
Состав основных работ, выполняемых в «окно», с применением щебнеочистительной машины ЩОМ-Д; зарядка машины ЩОМ-Д, очистка щебня и разрядка машины; частичная выправка пути с подбивкой шпал электрошпалоподбойщиками для возможности заезда разборочного поезда на участок очистки щебня; разболчивание стыков со снятием болтов, кроме одного, или со снятием накладок и всех болтов и установкой временных стыкователей типа штырей ОПМС-8; разборка пути путеразборочным краном УК-25 с погрузкой снятых с пути звеньев на платформу крана с последующей перетяжкой пакетов звеньев на платформы путеразборочного поезда; планировка щебеночного слоя планировщиком, прицепленным к трактору; укладка в путь новых звеньев путеукладочным краном УК-25 с одновременной установкой нормальных зазоров в стыках рельсов прибором ПМС-62; постановка накладок и сболчивание стыков; поправка шпал по меткам; рихтовка пути; выгрузка щебня из хопперов-дозаторов в путь по ширине балластной призмы; выправка пути со сплошной подбивкой шпал, рихтовкой и оправкой балластной призмы выправочно-подбивочно-отделочной машиной ВПО-3000; оборудование изолирующих стыков; выправка пути в месте зарядки машины ВПО-3000; перестановка 50% противоугонов по схеме; заготовка и укладка рельсовых рубок на отводе и выправка пути на отводе; выправка пути в местах препятствий для работы машины ВПО-3000 и в месте ее разрядки с подбивкой шпал электрошпалоподбойками.
При очистке щебня балластоочистительной машиной ВМС состав основных работ, выполняемых в «окно», в начальной их стадии несколько отличается от описанных выше в связи с тем, что машина ВМС работает при снятой рельсо-шпальной решетке. До начала укладки новых звеньев путеукладочным краном выполняются следующие работы в порядке их последовательности: подготовка места для зарядки машины ВПО-3000; очистка щебня в местах препятствий для работы машины ВМС; разборка переездного настила; разболчивание стыков электрогаечными ключами с установкой штырей ОПМС-8 в каждом стыке; разборка пути путеразборочным краном с погрузкой звеньев на платформу с последующей перетяжкой пакетов снятых звеньев на разборочный поезд; очистка щебня с планировкой щебеночного слоя машиной ВМС. Дальнейшие работы по укладке новых звеньев и после нее совпадают с вышеописанными работами при работе с машиной ЩОМ-Д.
Технологические цепочки машин и рабочих поездов при производстве основных работ в «окно» показаны на рис. 128, а: график производства основных работ в «окно» с применением этих машин и поездов показан на рис. 128, б.


Основные работы, выполняемые после «окна», следующие: выправка пути в местах отступлений по уровню после обкатки пути поездами с подбивкой шпал электрошпалоподбойками; подтягивание ослабших болтов; заделка графитовой мазью пазух накладок; рихтовка пути; укладка временного переездного настила; перестановка пружинных противоугонов по схеме до нормы; снятие инвентарных противоугонов с погрузкой их в контейнеры; засыпка шпальных ящиков щебнем в местах препятствий.
Отделочные работы следующие: рихтовка кривых по расчету; перешивка пути; разборка и укладка временного переездного настила; регулировка стыковых зазоров; выправка пути с подбивкой шпал электрошпалоподбойками с добивкой костылей; перевозка контейнеров с противоугонами на следующий участок; выгрузка щебня из хопперов-дозаторов на концы шпал; рихтовка пути в прямых и кривых участках; отделка балластной призмы с планировкой междупутья; очистка кюветов; окраска путевых знаков и нумерация рельсовых звеньев; ремонт переезда с укладкой типового настила.
Основные работы, выполняемые в «окно», отличаются наиболее сложной организацией вследствие участия в них большого числа путевых машин, рабочих поездов и рабочих. Поэтому для выполнения этих работ разрабатывают детальный график, на котором указывают последовательность отдельных работ, продолжительность их выполнения, количество монтеров пути и машинистов, участвующих в каждой отдельной работе.
Формируют рабочие поезда на станциях, ограничивающих перегон, а также расставляют их на перегоне для производства работ согласно установленным схемам.
Например, для капитального ремонта пути на щебеночном балласте на станции отправления формируют пять поездов: первый поезд — локомотив с щебнеочистительной машиной ЩОМ-Д, второй поезд — локомотив (в голове поезда), несколько четырехосных платформ (по расчету), моторная платформа и путеразборочный кран; третий поезд — укладочный кран, несколько четырехосных платформ, загруженных пакетами новых звеньев, моторная платформа и локомотив (в хвосте поезда); четвертый поезд локомотив и несколько хопперов-дозаторов со щебнем (по расчету); пятый поезд локомотив с выправочно-подбивочно-отделочной машиной ВПО-3000.
В зависимости от фронта работ, профиля пути, числа моторных платформ непосредственно при путеразборочном кране в период работы его оставляют или все порожние платформы, или только часть их, а остальные отводят вперед по ходу работ. Моторные платформы помогают крану перемещать находящиеся при нем платформы с пакетами снятых поездов; они же перетягивают пакеты звеньев с путеразборочного крана на порожние платформы разборочного поезда.
Путеразборочный поезд обслуживает бригада монтеров пути, которые снимают оставшиеся в стыках болты или временные стыкователи (штыри), укладывают накладки с болтами на звено, зашивают шпалы в стыках после снятия накладок, убирают с пути оторвавшиеся шпалы; после окончания разборки пути бригада монтеров пути устраивает отвод в конце участка с укладкой рельсовых рубок для соединения рельсов последнего уложенного в путь звена с рельсами старогодных звеньев в пути. В это же время закрепляют звенья на путеразборочном поезде для безопасной их транспортировки на производственную базу. Путеукладочный поезд, как правило, делится на две части: одна из них — головная — находится при путеукладочном кране, другая — при локомотиве укладочного поезда. Между этими частями оставляют разрыв 200—250 м, на котором выполняют работы по постановке накладок и сболчиванию стыков и рихтовке пути вслед за укладкой звеньев. В большинстве случаев, если шпалы деревянные, при путеукладчике находится пять платформ, а если железобетонные — три платформы.
Моторная платформа находится в хвосте головной укладочной секции и служит для доставки пакетов новых звеньев с платформ укладочного поезда к головной укладочной секции, а также для перемещения ее вперед по мере укладки звеньев в путь.
При путеукладочном кране работает бригада в составе 16—18 монтеров пути, которые с помощью специального шаблона (рис. 129) укладывают звенья по оси пути, регулируют стыковые зазоры прибором ПМС-62, снимают и грузят на поезд автостыкователи.
Вслед за укладкой пути ставят накладки, сболчивают стыки электрогаечными ключами или вручную. При постановке накладок на пути с деревянными шпалами расшивают и потом вновь зашивают стыковые шпалы, с железобетонными шпалами снимают клеммные болты и вновь ставят их после постановки накладок. Затем путь рихтуют и ставят на ось, так как при укладке звеньев постановка на ось выполняется недостаточно точно. Состав бригады по рихтовке зависит от типа рельсов, материалов шпал и балласта, вида рихтовочных приборов, темпа укладки пути и колеблется в пределах 6—12 монтеров пути.
Основные работы в «окно» заканчиваются выправкой пути со сплошной подбивкой шпал машиной ВПО-3000 или электрошпалоподбойками.
Вследствие высокого качества выправки и подбивки пути машиной ВПО-3000 после открытия «окна» первые два поезда пропускают со скоростью 15 км/ч, последующие — до 60 км/ч, если в пути лежат рельсы типа Р65 или Р75.
После окончания работ в «окно» путь обкатывают поездами в течение 1 ч (обеденного перерыва), после чего основные работы продолжаются. Основная цель этих работ заключается в том, чтобы к концу рабочей смены была восстановлена нормальная скорость движения поездов, установленная графиком.


Рис. 129 Раздвижной шаблон для установки звеньев по оси пути:
1 — неподвижный захват; 2 — рейка; 3 — подвижной захват; 4 — маховичок; 5 — стопорный валик

Отделочные работы выполняют в следующем порядке: рихтуют кривые участки пути и примыкающие к ним прямые, размечают кривую на деления и измеряют стрелы изгиба в каждой точке кривой;
делают расчет выправки кривых, после чего кривые рихтуют в соответствии с расчетом; в местах отступления от установленных допусков путь перешивают по шаблону; регулируют стыковые зазоры и закрепляют противоугоны; нумеруют рельсовые звенья масляной краской с нанесением порядкового номера звена в пределах данного километра на шейку рельса с внутренней стороны колеи; делают частичную выправку пути (в объеме 25%) в местах появления местных просадок с подбивкой шпал электроподбойками, сплошь добивают костыли; выгружают из хопперов-дозаторов щебень для отделочных работ; более тщательно рихтуют прямые и кривые участки пути; отделывают балластную призму машиной ВПО-3000, а в местах препятствий для ее работы — вручную; планируют щебень в междупутье; ремонтируют переезды; окрашивают путевые знаки; грузят инвентарные противоугоны в контейнеры и перевозят их на новый участок основных работ; очищают кюветы.