Содержание материала

Глава 7
КОНТРОЛЬНО ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ ПРИБОРЫ И ПУТЕВОЙ инструмент
§ 40. Измерительные приборы

Для измерения ширины рельсовой колеи и вертикального положения рельсовых нитей относительно друг друга применяют путевой контрольный шаблон ЦУП-2Д (рис. 93). Основная часть шаблона — корпус с подвижным и неподвижным упорами. Подвижной упор прижимается к рельсу пружиной, помещенной внутри трубчатого корпуса.
Указатель, связанный с подвижным упором на шкале, показывает ширину колеи. На корпусе шаблона укреплен уровень, который устанавливают в горизонтальное положение вращением винта. Указатель, связанный с ним, показывает величину возвышения одного рельса над другим.
Перед пользованием уровень путевого шаблона проверяют. Для этого шаблон устанавливают на рельсах, вращением указателя пузырек уровня выводят на середину и берут отсчет по указателю; затем шаблон поворачивают на 180°, устанавливают на том же месте и берут второй отсчет по указателю. Если при этом абсолютные показания по двум измерениям одинаковы, то уровень исправен; в противном случае нужно открепить винт, крепящий указатель, и поставить указатель в новое положение соответствующее среднему из двух отсчетов, винт закрепить и поверку выполнить еще раз.
При измерении колеи шаблон устанавливают на прямой перпендикулярно к рельсам, на кривой — по направлению радиуса.
При перешивке пути монтеры пути пользуются рабочим шаблоном.
Рабочий шаблон (рис. 94) представляет собой металлический уголок с двумя неподвижными упорами. Расстояние между их упорными гранями равно 1520 (1524) мм. За упором шаблон имеет шкалу, которой пользуются на кривых, где колея может быть шире. На участках с автоблокировкой и электрифицированных применяют рабочие шаблоны, составленные из двух половин, между которыми поставлена изоляция.
Проверяя ширину колеи рабочим шаблоном, монтер пути прижимает один его конец упором к головке рельса, а другой перемещает вдоль второго рельса вперед и назад (по дуге). Наименьшее показание шкалы дает ширину колеи в данном месте.

Рис. 93. Путевой измерительный шаблон ЦУП-2Д:
1 — неподвижный упор; 2 — корпус шаблона; 3 — ручка; 4 — рычаг для отжатия подвижного упора; 5 — механизм уровня; 6 — подвижной упор; 7 — шкала ширины колеи; 8 — шкала уровня
Величину отклонения колеи от нормы можно определить по шкале на шаблоне.
Рабочие и путевые контрольные шаблоны ЦУП проверяют в дистанционных мастерских не реже одного раза в квартал. Все путевые шаблоны клеймят порядковой нумерацией, которая выбивается на них металлическими клеймами. Номера записывают в журнал.

Рис. 94. Путевой рабочий шаблон:
а — без изоляции; б —с изоляцией; 1 — упорные планки; 2 — изоляция; 3 — уголковая сталь
Путеизмерительная тележка контролирует путь по ширине колеи и уровню непрерывно и дает графическую запись результатов.
Наибольшее распространение получила путеизмерительная тележка конструкции Матвеенко (рис. 95). Тележка имеет механизмы ширины колеи, уровня, лентопротяжный. Эти механизмы смонтированы на сварном трубчатом каркасе, имеющем четыре колеса для передвижения по рельсам. Колеса поставлены не перпендикулярно к оси, их соединяющей, а под некоторым углом к ней, чтобы создать устойчивое их положение в колее.
Колеса прижимаются к боковым поверхностям головок рельсов распирающей пружиной и все изменения ширины колеи передают посредством шарнирного механизма на лентопротяжный механизм, где на бумажной ленте прочерчивается график изменения ширины колеи. Для проверки записей по ширине колеи на трубке каркаса тележки укреплена шкала.
Лентопротяжный механизм тележки приводится во вращение от одного из колес тележки через карданную передачу.
Продольный масштаб записи на путеизмерительной ленте 1:2000, т. е. 1 мм ленты соответствует 2 м пути; масштаб записи отклонения по ширине колеи 1:1.
Положение рельсовых нитей по уровню определяют при помощи маятника, укрепленного на трубчатой стойке каркаса тележки. С маятником связано перо, которое отмечает на ленте отклонения по уровню в масштабе 1 :2. Тележка снабжена обыкновенным цилиндрическим жидкостным уровнем.
Для измерения износа металлических частей на стрелочных переводах пользуются штангенциркулем «Путеец», а для измерения износа рельсов применяют специальный прибор ЦНИИ (рис. 96). Обычно достаточно бывает определить вертикальный и боковой износ рельса.
Боковой износ измеряют ниже поверхности катания головки рельса на 13 мм. Если рельс имеет вертикальный и боковой износ одновременно, то вычисляют приведенный износ рельса, получаемый как сумма вертикального износа с половиной бокового.
Плавность рельсовых нитей в плане проверяют биноклем или геодезическими инструментами, а в продольном профиле — геодезическими инструментами или оптическими приборами ПРП.